25.10.2013 20:16
Общество

Под Воронежем нашли венгерский бомбардировщик

Текст:  Антон Валагин (Воронеж) Мария Григорян Игорь Филонов
Венгерские и русские поисковики нашли на окраине села Копанище Лискинского района Воронежской области место падения бомбардировщика Caproni и по извлеченным из земли фрагментам определили имена экипажа.
Читать на сайте RG.RU
Раскопки на месте падения венгерского бомбардировщика

- Копают? Там, - девушка в администрации Копанищевского сельского поселения махнула рукой. - Там биотуалет стоит, мимо не проедете.

Голубая будка посреди серого поля выглядела, как летающая тарелка. Неподалеку стояли ЗиЛ-131 с кунгом и прицеп-столовая. В бочке горел костер. Метрах в 50, на берегу то ли пруда, то ли болота, чернела куча земли. В куче ковырялись люди в камуфляже с лопатами, перебрасываясь короткими замечаниями на чужом языке.

- Бомбардировщик не вернулся 31 октября 1942 года, экипаж погиб. По словам местных, "самолет начали разбирать еще в воздухе". И, поскольку упал он практически на окраине села, здесь копались несколько поколений. Так что каких-то явных артефактов типа личного оружия мы не нашли, - рассказал военный историк Борис Давыдов, специалист по участию венгров в боях на Восточном фронте, приехавший на раскопки из Москвы. Узнав, что за работы ведутся, местный мужик предложил купить у него найденные здесь кости - на чердаке лежат. А старушка принесла венгерскую серебряную монету.

Четверо военнослужащих венгерских ВВС приехали из города Сольнок под Будапештом. Там расположен большой авиационный музей, а при музее есть военно-исторический отряд, который помогает русским поисковикам искать советские самолеты, погибшие на территории Венгрии.

- В сентябре они нашли место падения Ил-2 у деревни Шерегейш в районе озера Балатон. Там есть такой Петер: работает в молочном кооперативе, а в свободное время ползает по полям с миноискателем, не один самолет уже нашел. Весной 1945 года в Шерегейше шли жестокие бои на земле и в воздухе, деревня пять раз переходила из рук в руки, - рассказал Давыдов. - От Ила выкопали фрагмент эбонитовой бляхи с двумя цифрами из номера двигателя. Сопоставив их с базой данных по погибшим в тех местах самолетам, установили, что на штурмовике летал экипаж младшего лейтенанта Льва Воробьева, он родом из Тулы. Стрелок его выпрыгнул с парашютом, попал в плен, а после войны вернулся. Летчик погиб вместе с самолетом - будем искать его родных.

В Белгородской области нашли место падения самолета Иштвана Хорти

Недавно были установлены имена членов экипажей двух советских бомбардировщиков B-25 Mitchell, упавших по обе стороны Дуная в ночь на 10 августа 1944 года. Самолеты сбросили оружие и боеприпасы югославским партизанам. Возвращаясь на аэродром под Винницей, напоролись на немецкий истребитель с радиолокатором. Один "Митчелл" упал в селе Акасто. Последняя радиограмма от него была в 1.40: "Прошел второй рубеж" (река Дунай). В 1.45 экипажи других бомбардировщиков увидели взрыв в воздухе. Немецкий пилот Экарт Ульмер доложил о двух сбитых той ночью "Митчеллах" - в том числе в 1.46.

Второй самолет упал на другом берегу Дуная. После войны на этом месте поставили памятник неизвестным советским пилотам. Поисковикам удалось выяснить, что погибли экипажи лейтенанта Пчелова и капитана Каракозова. В первом штурманом летал уроженец Воронежской области Григорий Котов.

Следующей ночью погиб самолет командира полка Галинского. Он должен был лететь вместе с Пчеловым и Каракозовым, но вернулся из-за неисправности двигателя. Был сбит 11 августа над Сербией. Штурманом у него летал воронежец Николай Быков. Экипаж прыгнул с парашютами и был переловлен сербскими полицейскими. Галинский попал в крепость в Будапеште, где и погиб.

- В обмен на участие в войне Венгрия получила Сербию и другие области, потерянные после Первой мировой. Официально все это называлось "освобождением" и были выпущены специальные медали. В лискинском музее нам показали найденную в поле венгерскую награду - это оказалась медаль "За освобождение Сербии", - рассказал Давыдов.

Пока мы совершали исторический экскурс, поисковики разложили свои трофеи. Груда изъеденных ржавчиной железок, обломок штурвала с надписью "Caproni" и пуговица с эмблемой королевских ВВС Венгрии. Поскольку на восточном фронте погибли всего два самолета такого типа и место гибели каждого было зафиксировано, руководитель венгерской экспедиции Карой Маго смог назвать имена членов экипажа:

- Командир унтер-офицер Ференц Асталош, штурман. В венгерских ВВС командиром самолета был штурман, а не летчик. Сержант Золтан Мади, пилот. Младший сержант Тибор Чисар - стрелок-радист. Сержант Шандор Яндрашич, стрелок.

Военный историк Виталий Латарцев рассказал венграм о традиции опускать пальцы в воду на местах сражений, отвел на берег Дона, благо тот был в ста шагах и оставил одних. Четверо иностранцев очень серьезно опустили руки в русскую реку, а потом пожали их друг другу. Постояв у реки, Карой и его товарищи вернулись к УАЗику, на капоте которого была расстелена карта Воронежской области. На карте стояли четыре поминальные стопки коньяка. Водитель включил венгерскую песню " А Дон каняр феле" (течет Дон в излучине). Венгры слушали навытяжку, как национальный гимн. А потом выпили, не чокаясь.

История Воронежская область Центральная Россия