Под понятием "некорректного ухода с рынка" стоит понимать банкротство турагентства или его мошеннические действия по отношению к туристу. Условно говоря, если турагентство, которое является прямым продавцом путевки, по той или иной причине вдруг вздумало совершить мошенническое действие, то есть фактически получить с туриста деньги и не перечислить их туроператору, покупателю должна быть возмещена полная стоимость тура. "Представьте такую ситуацию, - пояснил Андрей Гаврилов. - Турагентство собрало деньги и скрылось. Все, двери запечатаны. Туроператор не виноват. Его ответственность перед туристом не наступила в связи с тем, что он даже не получил средства турагентства за этот турпродукт. Не виноват турист. Ни при чем и страховая компания, потому что не наступил страховой случай. В этом случае полная стоимость путевки должна быть возвращена туристу из фонда альянса турагентств".
Правда, с одной оговоркой. Деньги туристам будут возвращать только за недобросовестных агентств, являющихся членами альянса.
Это некоммерческое объединение было зарегистрировано в России в августе этого года. Сейчас в него входят восемь крупнейших турагентских сетей России. Таким образом, пока АТА объединяет 3,5 тысячи агентств или примерно треть этого рынка.
В перспективе, говорит Андрей Гаврилов, в альянс должны вступить и другие агентства. Точное их количество эксперты пока назвать не могут. Слишком стихийно раньше развивался в России этот бизнес. Но сейчас, по общему признанию, он не только четко структурируется, но и становится вполне цивилизованным. "На самом деле АТА запускает очень важный механизм защиты потребителей от недобросовестных участников рынка. И, наконец, всеми признается, что турагент - это совершенно явный субъект права, с которого должен быть четкий спрос и со стороны туроператора, и со стороны туриста", - считает главный редактор журнала "Туринфо" Федор Иванов.
Теперь о самом компенсационном фонде. В АТА подчеркивают, что он никоим образом не дублирует фонд организации "Турпомощь", которая создавалась для того, чтобы оказывать поддержку в случае банкротства туроператоров, и его средства фактически предназначены для того, чтобы в течение 24 часов поддерживать туристов за границей и эвакуировать их в Россию. Но принцип тот же: сами участники рынка, в данном случае турагентства - члены альянса, сбрасываются на то, чтобы застраховать туриста от недобросовестных или "прогоревших" коллег. Сколько денег необходимо, чтобы наполнить фонд, в АТА решат в ближайшее время. "В основу расчета может быть положена средняя стоимость турпакета, умноженная на статистику некорректного ухода турагентств с рынка за 2012 и 2013 годы. Если предположить, что условно в 2012 году от действий турагентств пострадали около 1000 туристов, а в 2013-м, допустим, 800, то эти 1800 случаев можно умножить на среднюю стоимость турпродукта. Таким образом, мы получим размер компенсационного фонда", - пояснил Андрей Гаврилов. При этом, по словам самих турагентов, средняя стоимость заграничного турпакета на двух человек в прошлом году составила 68 тысяч рублей. "Допустим, за весь год не возникнет необходимости компенсировать туристам стоимость путевки или таких случаев будет меньше, чем мы рассчитываем, тогда величина взносов в фонд на будущий год будет увеличиваться только на сумму, недостающую расчетной величины", - уточнил Андрей Гаврилов.
Кроме этого Альянс российских турагентств сейчас работает над созданием единой формы типовых договоров между туроператором и турагентством, а также турагентством и туристом. "Текст договора необходимо привести в соответствие с законом. Это должен быть единый, рекомендованный для всех агентств документ, в котором будет четко прописано, какие обязательства лежат на туроператоре, агентстве и туристе, а также определена последовательность всех шагов и действий", - считает Андрей Гаврилов.
Кстати
Ответственность турагентств перед клиентами и туроператорами планируют закрепить и законодательно. Как рассказали "РГ" в АТА, этому будет посвящен целый раздел в готовящемся новом законе, регулирующем отрасль. Прежний документ был принят еще в 1996 году, и изменения, которые в него вносились с тех пор, касались только усиления ответственности туроператоров.