28.10.2013 00:31
В мире

В Белоруссии будут радикально бороться с пьянством за рулем

У пьяных водителей в Белоруссии будут отбирать машины
Текст:  Владимир Баршев Людмила Гладкая
Российская газета - Федеральный выпуск: №242 (6218)
Наши соседи осуществили броскую идею против пьянства за рулем, которая не раз обсуждалась и российскими экспертами.
Читать на сайте RG.RU

В Белоруссии вступил в силу закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы РБ по вопросам усиления мер ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения". Он предусматривает конфискацию автомобиля за повторное пьяное вождение в течение года и штраф до 13 миллионов белорусских рублей для попавшихся впервые. Это примерно 45 тысяч в переводе на российские рубли.

Сколько ни увещевали, сколько ни стращали, а любителей, выпив, сесть за руль по-прежнему немало. В этом году в Белоруссии уже задержано более 34 тысяч нетрезвых водителей, из них каждый десятый не в первый раз. За повторное пьяное вождение за 9 месяцев возбуждено 2824 уголовных дела.

По словам заместителя начальника отдела управления Госавтоинспекции МВД РБ Александра Занимона: "По новому законодательству управление транспортом в состоянии алкогольного опьянения, передача авто пьяному либо отказ от медосвидетельствования могут обойтись водителю в 13 миллионов белорусских рублей. При этом водитель на три года лишится и прав".

Аналогичное наказание рублем предусмотрено и для "бесправников". А те, кто не получал водительского удостоверения и попался пьяным за рулем, уже не смогут получить его в ближайшие три года. Раньше эта мера отсутствовала.

Повторное пьяное вождение в течение года после наложения административного взыскания, по словам старшего следователя Следственного комитета РБ Сергея Замотаева ведет уже к уголовной ответственности:

- Если раньше законодательство не предусматривало раздельного наказания для водителей, нарушивших правила дорожного движения или эксплуатации транспортных средств трезвыми и в состоянии опьянения, то новый закон существенно разграничивает подход к наказанию. Теперь, когда по вине нетрезвого водителя погибает человек или ему причинены тяжкие телесные повреждения, нарушителя ждет лишение свободы до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. За такое же деяние, повлекшее по неосторожности смерть двух или более человек, виновник проведет в исправучреждении от четырех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Пожалуй, самое обсуждаемое нововведение - конфискация (принудительное безвозмездное изъятие в собственность государства) машин за повторное нетрезвое вождение в течение года. Для начала водителя отстраняют от вождения, направив на медосвидетельствование, а автомобиль на охраняемую стоянку.

После необходимых процедур в ГАИ материалы в отношении водителя, попавшегося при управлении транспортным средством в состоянии опьянения, направляются в подразделение Следственного комитета, рассказал Сергей Замотаев. И уж тогда принимается решение о возбуждении уголовного дела, которое по результатам расследования передается в суд, где и решается судьба машины.

А что если за рулем был не хозяин? И ключи от автомобиля будущему нарушителю дали, когда тот был еще трезв? Это все лирика, считают законодатели: если машина подлежит конфискации, ее заберут у горе-водителя независимо от права собственности, будь то сам владелец или его знакомый, или юридическое лицо. То же касается и иностранцев. Конфискации не подлежит только транспорт, которого собственник (пользователь) лишился помимо его воли или в результате противоправных действий других граждан.

Но хотелось бы предупредить тех, кто, пользуясь этим положением закона, попытается избежать конфискации своей машины, заявив, скажем, что ее якобы угнали: уголовную ответственность за заведомо ложный донос еще никто не отменял.

На вопросы о дальнейшей судьбе конфискованного транспорта предстоит ответить Совету Министров Беларуси - ему предписано в трехмесячный срок принять меры по реализации положений нового закона.

Кстати

Из 19 105 аварий, случившихся в сентябре в России, 1133 произошли с участием нетрезвых водителей. В них погибло 139 человек и 1606 получили ранения.

Всего за девять месяцев этого года произошло 9811 ДТП с участием пьяных за рулем. В них погибли 1493 человека и более 14 тысяч получили ранения. В прошлом году за этот же период произошло 10 176 таких аварий.

А как у нас

С первого сентября в России также ужесточили ответственность за управление автомобилем в нетрезвом виде. Теперь попавшийся водитель не только расстанется с правами на полтора - два года, но и заплатит 30 тысяч рублей. Повторное задержание в нетрезвом виде обойдется в 50 тысяч рублей плюс лишение прав на три года. Однако такая ответственность за повторное нарушение явление временное.

Как сообщил "РГ" первый зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков, сейчас дорабатывается законопроект о поправках в УК, который уже прошел первое чтение.

В этом проекте за повторную пьянку за рулем предлагается ввести уголовную ответственность. А именно, если водитель, уже лишенный прав за нетрезвое вождение или в течение года после того, как права ему вернули, снова сядет за руль выпивши, то ему будет грозить уже как минимум уголовный штраф. Также за это предусмотрены принудительные работы и даже лишение свободы. Это своеобразная альтернатива конфискации транспортного средства.

Напомним, что идея конфискация машины также обсуждалась нашими законодателями. Действительно, лишение прав не останавливало некоторых лихих автомобилистов. Они снова садились за руль и снова в нетрезвом виде. Рекордсмены были в совокупности лишены прав более чем на 60 лет. И это не единичные случаи.

В ГИБДД сделали выборку по одному из регионов. Выяснилось, что в этом регионе 847 человек лишены прав более чем на 10 лет! 26 человек остались без водительского удостоверения более чем на 30 лет. Восемь человек лишены такого права на срок более 40 лет, двое на срок больше 50 лет и пять человек более чем на 60 лет. Про одного из персонажей стоит рассказать отдельно. Он получил водительское удостоверение в 1990 году. До 2007 года он совершил 225 нарушений, которые были зафиксированы. Из них: управление в нетрезвом состоянии - 18 раз, отказ от медосвидетельствования - 20 раз, управление в стадии лишения прав - 55 раз, нарушение правил проезда железнодорожных переездов - 18 раз, выезд на встречную полосу - 21 раз. За все эти нарушения предусмотрено лишение прав. По совокупности этих сроков он лишен прав управления до 14.08.2077 года.

Если бы у него после второго попадания в руки полиции конфисковали автомобиль, то вряд ли он смог бы продолжать лихачить. Нет машины - нет проблемы.

Но отповедь введению конфискации транспортных средств тогда озвучил председатель Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников. Конфискация автомобиля потребовала бы пересмотреть нормы Гражданского кодекса. Ведь автомобиль может быть в совладении, им можно управлять по доверенности. В результате конфискации автомобиля наказанным может оказаться не только тот, кто управляет автомобилем в нетрезвом виде, но и его родственники или знакомые. А наказывать невиновного вроде бы нельзя. Непонятно также, что делать, если автомобиль принадлежит юридическому лицу. Не отбирать же автобус или фуру у автотранспортного предприятия за нерадивого водителя, прошлое которого для работодателя зачастую под завесом тайны.

По мнению Лысакова, конфискация автомобиля - дискуссионный вопрос. Однако уголовная ответственность за повторную пьянку по воздействию может оказаться более эффективным решением, чем конфискация. Сейчас любую развалюху можно купить за 500 долларов и продолжать ездить. От судимости так легко не отделаешься.

Также предлагается ввести уголовную ответственность за повторный отказ от медосвидетельствования. Сейчас повторность отказа дополнительными санкциями у нас не облагается.

Под уголовную статью попадет и прием алкоголя перед освидетельствованием, если такое тоже происходит повторно. О чем речь? Например, остановил инспектор машину, из нее вышел водитель, достал бутылку пива и на глазах инспектора выпил. Мол, попробуй теперь докажи, что за рулем был нетрезвый.

В случае, если водитель скрылся с места происшествия, наказание за это будет приравнено к такому же, как если бы было доказано, что он управлял в состоянии опьянения.

Действительно, в последнее время количество скрывшихся с места ДТП начало расти. Примечательно, что сбежавшие спустя некоторое время сами приходили в полицию с повинной, мол, испугались, а теперь осознали. На осознание в среднем уходит трое суток. Этого времени как раз хватает, чтобы алкоголь выветрился.

Теми поправками, которые сейчас готовятся ко второму чтению, депутаты надеются перекрыть все дыры в законодательстве, благодаря которым пьяным водителям удавалось смягчить наказание, а то и вовсе избежать ответственности.

Предполагается, что уже в декабре эти поправки будут рассмотрены во втором чтении.

Беларусь