Как отметил первый вице-президент "СоюзМаш России" Владимир Гутенев, в соответствии с меморандумом "планируется разработать принципы технического переоснащения машиностроительных комплексов стран ТС, а также развивать механизмы промышленной кооперации. Фактически речь идет о создании межгосударственных промышленных кластеров, основанных на технологическом базисе стран-участниц".
По имеющимся данным, свыше трети совокупных машиностроительных мощностей в регионе ТС могут эффективно работать в рамках взаимной двух- и трехсторонней кооперации. Кроме того, многие предприятия РФ, Беларуси и Казахстана давно задействованы во взаимных поставках оборудования для машиностроительной индустрии. Поэтому целесообразность совместного технологического перевооружения тяжелой индустрии этих государств очевидна.
Предусматривается также создание Координационного совета по развитию машиностроения в ТС. Его основная задача - формирование нормативно-правовой базы для "машиностроительной" интеграции с учетом соответствующих документов и технологического опыта отраслевой интеграции за рубежом.
Между тем одной из главных задач нового отраслевого "вектора" в ТС станет обновление основных машиностроительных фондов. Особенно в России и Казахстане, где уровень их износа выше, чем в Беларуси. По мнению председателя комиссии Союза машиностроителей России по развитию инжиниринга в машиностроении Владимира Сметаны, эта отрасль в РФ "развивается неустойчиво, структура его производства и экспорта улучшается медленно. Быстрых решений требует проблема высокого физического и морального износа основных производственных фондов". Кстати, по оценкам экспертных советов машиностроительных подотраслей РФ (2013 г.), доля импорта наукоемкого оборудования в металлургическом комплексе РФ почти достигает 50%, а в сфере машиностроения - более 55%.
Но упомянутые проблемы связаны также с таможенным регулированием в рамках ТС, точнее - с выработкой единой тарифной политики в сфере импорта промежуточной и готовой продукции машиностроения. "Импортируемые комплектующие, например, для создания станка, если они пока не выпускаются в стране-импортере, должны иметь минимальные ставки ввозной пошлины, - пояснил "РБГ" вице-президент ТПП Георгий Петров. - А готовый станок следует ввозить по максимальной ставке. А в целом нужно направить политику Евразийской экономической комиссии на поддержку прежде всего тех отраслей, включая машиностроение, которые определяют облик современной индустрии".
Тем временем, по данным белорусского МИДа, в среднесрочной перспективе ожидается дальнейший рост спроса на белорусские товары машиностроения в РФ и Казахстане: их совокупная доля в машиностроительном экспорте Беларуси превышает 70%. Вдобавок на долю российско-белорусских проектов в этой отрасли приходится свыше половины всех совместных машиностроительных проектов в СНГ. Словом, технологический "базис" для соответствующих кластеров в регионе Таможенного союза уже создан.