05.11.2013 00:09
Культура

В Пушкинский музей привезли фотографии знаменитых писателей и художников

В ГМИИ им. А.С. Пушкина открылась выставка фотографий Ман Рэя
Текст:  Жанна Васильева Олеся Курпяева
Российская газета - Федеральный выпуск: №248 (6224)
В ГМИИ им. А.С.Пушкина открылась выставка фотографий Ман Рэя, художника, сюрреалиста, писателя, экспериментатора. Более ста снимков из коллекций Национальной портретной галереи в Лондоне, Центра имени Жоржа Помпиду в Париже, иерусалимского Музея Израиля, Музея Виктории и Альберта, нью-йоркского фонда Man Ray Trust и частных собраний вошли в экспозицию "Ман Рэй. Портреты".
Читать на сайте RG.RU
Выставка фотографий Ман Рэя в ГМИИ им. А.С.Пушкина

Среди привезенных работ - портреты Жана Кокто, Макса Эрнста, Сальвадора Дали, Поля Элюара, Пабло Пикассо, Пегги Гуггенхайм, Ли Миллер, Коко Шанель... Фотографии писателей, художников, друзей, моделей, возлюбленных, сделанные за 60 лет, с 1916 по 1976. Практически - история искусства ХХ века в портретах, не говоря уж о жизни самого Ман Рэя.

Чтобы придумать такой псевдоним, надо быть Ман Рэем. Или стать им, как стал Эммануил Рудницки, родившийся в 1890 году в Пенсильвании. Даже если вы захотите забыть его имя, о нем напомнят "рейограммы" (у нас - фотограммы), созданные без посредничества фотоаппарата - только лучом света, падающим на фотобумагу.

Сегодня на фотографических аукционах в Нью-Йорке примерные цены на рейограммы из коллекций сюрреалистов и дадаистов колеблются в пределах 250-350 тыс. долларов.

Фотографировать Ман Рэй учился самостоятельно, взявшись за камеру в 1914 поначалу исключительно для того, чтобы сделать приличные снимки собственных картин и арт-объектов. К тому времени он успел перебраться из родной Филадельфии в Нью-Йорк и познакомиться с Альфредом Стиглицем и Марселем Дюшаном.

Ман Рэй предпочитал снимать на большие фотопластинки 3,5 на 4,5 дюйма, что, понятно, не ускоряло процесс съемки. Но он, похоже, и не торопился. Тем не менее только его последняя жена, Джульет, передала Франции не менее двенадцати тысяч негативов и контактных отпечатков из архива Ман Рэя.

В своих мемуарах Ман Рэй описывает так свою первую встречу с "Кики де Монпарнас". Кики с Монпарнаса - так представилась Алиса Прен, одна из самых знаменитых моделей Парижа тех лет. Встреча приключилась вскоре после того, как Ман Рэй перебрался из Нью-Йорка в Париж в 1921 году. "Однажды я сидел в кафе. Вскоре появился официант - принять заказ. Потом он повернулся к соседнему столу, где сидели девушки, но обслуживать их отказался: они были без шляпок. Вспыхнула бурная ссора. Кики выкрикнула что-то на жаргоне, которого я не понял, но, должно быть, довольно оскорбительное, а потом добавила, что кафе в конце концов не церковь, и между прочим американки все пришли без шляпок... Затем она взобралась на стул, оттуда - на стол, и с грацией газели спрыгнула на пол. Мари пригласила ее с подружками за наш столик. Я подозвал официанта и безапелляционным тоном заказал девушкам что-нибудь выпить". Так состоялось знакомство Ман Рэя и Кики, благодаря которому появились культовые фотографии ХХ века "Скрипка Энгра" и "Черное и белое".

 

Фотография