29.10.2013 00:55
Экономика

В Приморье модернизируют судостроительные предприятия

Приморье готовится возродить былую славу судостроения и судоремонта
Текст:  Ирина Дробышева (Владивосток)
Российская Бизнес-газета - Промышленное обозрение: №42 (920)
Первый корабль типа "Мистраль", которому присвоено имя приморской столицы, должен подойти во Владивосток в конце 2014 - начале 2015 года. Километровая набережная для его ремонта и сервисного обслуживания будет оборудована к 2016 году. Это составная часть программы модернизации центра судостроения "Дальзавод" - главной ремонтной базы надводного и дизель-электрического подводного флота России на Дальнем Востоке. Об этом сообщил исполнительный директор предприятия Игорь Евдокимов участникам выездного заседания комитета по экономической политике и собственности Законодательного собрания Приморья, на котором обсуждались проблемы судостроения и судоремонта в крае.
Читать на сайте RG.RU

Затраты на этот проект, а также на строительство эллинга и судоподъемника для ремонта дизельных подлодок могут составить 12-15 млрд руб., софинансирование в рамках федеральной целевой программы начнется в 2016 году, но на предприятии рассчитывают начать модернизацию, как только появятся свободные средства.

- Сейчас мы твердо стоим на ногах и полностью закрываем потребности Тихоокеанского флота в судоремонте. В этом году завершаем трехгодичный контракт по гособоронзаказу и до конца года ожидаем заключения следующего. Нам удалось собрать в центре судоремонта лучшие кадры с ранее закрытых номерных заводов, сейчас у нас 2500 работающих, стала приходить молодежь. В 2011 году выполнено работ на 1,8 млрд руб., в 2012-м - на 2,6 млрд руб., план 2013 года - 5,5 млрд, а на 2014-й - уже 12 млрд. Средняя зарплата на предприятии - 38 тыс. руб., в следующем году она вырастет до 44 тыс., - рассказал Игорь Евдокимов.

Всего в 2012 году сервисное обслуживание и доковый ремонт прошли 150 кораблей и судов ТОФ, отремонтировано 24 гражданских судна. В нынешнем планируется провести сервисное обслуживание и доковый ремонт 173 кораблей и судов ТОФ, и еще четыре корабля 1-2 рангов пройдут средний ремонт с модернизацией.

Набережная для обслуживания "Мистраля" будет оборудована к 2016 году

А вот долгожданный пуск в эксплуатацию первой очереди судостроительного комплекса "Звезда" (пос. Большой Камень, Приморский край), на котором планируется изготовление платформ для шельфовых проектов, нефте- и газовозов, ожидается к концу 2014 года. Ее строительство вышло на финишную прямую. Строительство верфи разбито на три этапа. Первый предусматривает возведение комплекса цехов для выпуска корпусных конструкций весом до 300 тонн и камеры для окрашивания судовых секций на уровне лучших мировых покрасочных технологий.

- Сейчас в цехах заканчивается подготовка к установке оборудования: идет заливка полов специальным полимерным материалом, который в пять раз прочнее бетона. Технологическое оборудование стоимостью 5 млрд руб. закуплено в Германии. Планируем пустить комплекс к концу следующего года, - сообщил заместитель генерального директора "Дальневосточного центра судостроения и судоремонта" Игорь Емешкин.

Он также сказал, что параллельно идет строительство тяжелого стапеля длиной более 300 метров, который будет оборудован уникальным краном "Голиаф" грузоподъемностью 1200 тонн. Весь этот комплекс обойдется примерно в 13 млрд руб.

Будет также построена специальная спусковая платформа, она позволит спускать суда весом до 36 тыс. тонн и грузоподъемностью более 100 тыс. тонн. На втором этапе будет также построен крупнейший в России сухой док и достроечные цеха. Третий этап строительства будет проходить на двух площадках. В бухте Большой Камень построят дополнительный тяжелый стапель для изготовления элементов полупогружных и других типов платформ для офшорного судостроения. В бухте Пяти Охотников (в 50 км от Большого Камня) - специализированное производство по изготовлению офшорных конструкций, которое в перспективе позволит увеличить объемы обрабатываемого металла на 20 тысяч тонн в год.

Новая верфь будет выпускать газовозы ледового класса водоизмещением до 300 тыс. тонн, супертраулеры и элементы морских платформ. Общая стоимость строительства комплекса около 117 млрд руб.

Оба предприятия нуждаются в притоке квалифицированных кадров как высшего, так и среднего звена, ведь к 2020 году здесь должны работать более девяти тысяч специалистов, причем 600 человек - к концу следующего года. Инженеров-корабелов готовят в Инженерной школе ДВФУ, а на базе судостроительного колледжа в Большом Камне создается современный учебный центр.

В этом году в колледже ликвидировали большинство непрофильных специальностей, теперь здесь готовят в основном судостроителей, и набор увеличился на 50 человек. В этом и следующем году из краевого бюджета на его модернизацию будет выделено в общей сложности 320 млн руб., более 600 млн вкладывает ДЦСС.

Уже закуплено оборудование на сумму более 11 млн рублей. До конца года по федеральной программе колледж получит еще 3,5 млн. Новые приборы установлены в кабинетах физики, химии, электротехники и проектирования. Студентам предстоит проходить практику на заводе "Звезда" и в ЦС "Дальзавод", а с третьего курса - подписать договоры с предприятиями.

- Это только начало модернизации нашего колледжа. В дальнейшем ДЦСС построит отдельный корпус, где будет стоять оборудование, аналогичное тому, что будет смонтировано в цехах новой верфи. Таким образом, студенты сразу смогут получить необходимые компетенции, - прокомментировал директор Дальневосточного судостроительного колледжа Геннадий Левченко.

Водный транспорт Промышленность Приморский край Дальний Восток