Рабочая группа во главе со спикером Госдумы, председателем Российского исторического общества Сергеем Нарышкиным, министром образования Дмитрием Ливановым и министром культуры Владимиром Мединским исполнила в срок порученное президентом дело, которым занималась с весны этого года.
Впрочем, проект историко-культурного стандарта готовила не только рабочая группа (в авторский коллектив входили известные историки, авторы учебных пособий, педагоги, журналисты), но и родители, и даже сами школьники, участвовавшие в общественно-профессиональном обсуждении концепции. В общей сложности в работе приняли участие более тысячи человек, чьи замечания и предложения были учтены при подготовке документа. По словам ответственного секретаря РИО, начальника Аналитического управления аппарата Госдумы Андрея Петрова, во время первого общественного обсуждения, проходившего в режиме онлайн, поступило около 600 замечаний в концепцию.
Правда, подводя вчера на расширенном заседании совета РИО итоги многомесячного труда, Сергей Нарышкин предупредил, что завершается только первый этап, впереди - организация конкурса на написание самого учебника истории. И предложил проводить этот конкурс, который должен быть открытым и прозрачным, также на площадке Российского исторического общества. "Нам удалось найти общие согласованные формулировки по множеству сложных тем отечественной истории, - полагает Нарышкин. - В итоге с полным основанием можно говорить, что концепция стала продуктом широкого общественного согласия". А президент РАН Владимир Фортов выразил надежду, что эта работа позволит молодому поколению россиян лучше узнать историю своей страны. И станет меньше поводов для шуток, что "у России не только непредсказуемое будущее, но и непредсказуемое прошлое".
"Предсказывать" прошлое, как оказалось, тоже бывает непросто. Но по тому, как в ходе работы над проектом менялся тон откликов на нее, научный руководитель проекта, директор Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян сделал вывод: "Общество приняло эту идею и готово активно и заинтересованно участвовать в этой работе, понимая, что ведь речь идет об историческом сознании нового поколения".
Концепция отсчитывает историю страны с Древней Руси и до 2012 года. И задачей авторов проекта, по словам Чубарьяна, было донести до учащихся базовые положения отечественной истории, которые формируют основное представление о ней. Показать историю с различных сторон, чтобы учащиеся видели, что она "состоит из разных факторов, влияющих на процесс", что она "не бывает черно-белой, она состоит из тонов, полутонов, разных красок". Согласно этой концепции в школьном курсе "должен преобладать пафос созидания, позитивный настрой в восприятии отечественной истории". Тем не менее "у учащихся не должно сформироваться представление, что история России - это череда триумфальных шествий, успехов и побед". "В историческом прошлом нашей страны были и трагические периоды (смуты, революции, гражданские войны, политические репрессии и др.), без освещения которых представление о прошлом во всем его многообразии не может считаться полноценным. Трагедии нельзя замалчивать, но необходимо подчеркивать, что русский и другие народы нашей страны находили силы вместе преодолевать выпавшие на их долю испытания", - советуют авторы концепции.
Об этих трагических страницах истории и были самые острые дискуссии при подготовке документа. А наибольшую сложность, по словам Чубарьяна, вызвали последние двадцать лет. "Мы обозначили болевые точки, которые требуют дальнейшего осмысления и изучения, поэтому открывается большое поле и для дальнейших дискуссий между учеными", - оценил Александр Чубарьян научные перспективы, открытые работой над концепцией.
Отечественную историю подготовленная концепция делит на периоды. В каждом - свои характерные особенности, "именные" реформы, значительные даты, понятия и термины, а также персоналии. Последний период, заканчивающийся президентскими выборами 2012 года, отмечен такими понятиями, как "шоковая терапия", "рыночная экономика", "дефолт", "финансовые пирамиды", "исламский радикализм".