В ФТС напомнили, что режим "игнорирования" книжек введен практически по всей России за исключением Северо-Западного и Центрального направления, а также на воздушных таможнях. Между тем остался месяц до 1 декабря 2013 года, когда книжки МДП перестанут принимать и здесь - в самых загруженных по традиции пунктах пропуска.
В ФТС призывают иностранных перевозчиков и владельцев грузов подготовиться к этой ситуации и запастись альтернативными книжкам международного образца, гарантиями и документами.
О переменах российские таможенники предупреждали иностранных перевозчиков еще полгода назад. Причиной стал финансовый конфликт ФТС с Ассоциацией международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), которая задолжала, по мнению ФТС, российскому бюджету свыше 20 миллиардов рублей. Но она отказывается этот долг признавать, апеллируя к различным международным инстанциям.
Это противостояние в итоге не могло не отразиться на транзитных перевозках через Россию иностранных грузов. ФТС сейчас настаивает на введении дополнительных мер обеспечения транзита. И намерено расторгнуть соглашение 2002 года о сотрудничестве между Государственным таможенным комитетом России, АСМАП и Международным союзом автомобильного транспорта (МСАТ), основанном на старом таможенном законодательстве. По мнению таможенников, роль АСМАП при современных суперэлектронных технологиях, которые развивает российская таможня, по сути, изжила себя. О том, что нормы международной конвенции 1975 года требуют корректив, давно идет речь и в Международном союзе автомобильного транспорта (МСАТ).
Несмотря на громкое освещение в течение нескольких месяцев этого конфликта в российских и иностранных СМИ и предупреждений российской таможни о нововведениях, не все участники внешнеэкономической деятельности (и в первую очередь, перевозчики) озаботились изменениями правил транзитных перевозок.
В результате, поясняют в ФТС, сейчас на автомобильных пунктах пропуска российско-украинской границы (МАПП Новошахтинск Ростовской таможни, МАПП Весело-Вознесенка Таганрогской таможни) - скопилась очередь из фур.
В ФТС недоумевают, почему АСМАП, зная о нововведениях, не предупреждает тех, кому продает недействующие в России книжки МДП. На момент введения новых требований многие иностранные перевозчики, оформив эти книжки в странах отправления, уже находились в пути и, прибыв в пункты пропуска, не смогли предоставить обеспечение на границе при оформлении транзита. Именно эти "первые" машины создали затор. А более информированные и подготовленные к новой процедуре транзита водители просто физически не имеют возможности продвинуться вперед.
"Главные усилия таможенников сейчас направлены именно на то, чтобы ликвидировать образовавшиеся пробки перед пунктами пропуска и обеспечить скорейшее оформление таможенной процедуры таможенного транзита", - говорят на таможнях.
Как альтернативный вариант перевозчикам в пунктах пропуска сейчас предлагают проследовать на расположенные вблизи границы таможенно-логистические терминалы. Например, на Брянскую таможню, где книжки МДП пока действуют.
По новым правилам, соблюдение в России таможенного транзита должны обеспечивать денежные средства, банковские гарантии или поручительства третьих лиц. В качестве поручителей при таможенном транзите были привлечены ООО "Страховая компания Арсеналъ", ООО "Адал", ФГУП "Ростэк", ООО "Таможенная карта", ООО "Мультисервисные платежные системы".
Тем временем
Ситуация на контрольно-пропускных пунктах для автомобилей на российско-украинской границе пока все еще продолжает оставаться непростой. Как сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на оперативного дежурного Таганрогской таможни, на посту "Весело-Вознесенка" с обеих сторон границы и на нейтральной территории простаивают 170 большегрузных автомобилей. А на посту "Матвеев курган" скопились около 60 фур. "Это большая очередь", - цитирует оперативного дежурного информагентство.