Он, владелец корпорации МАКО ("Менеджмент ассетс компани") всего за полгода увеличил свое состояние со 187 до 510 миллионов долларов, то есть почти в три раза, став самым "динамичным" бизнесменом Украины. До этого он занял четвертое место в рейтинге самых влиятельных украинцев, составленном журналом "Корреспондент". Но еще раньше слово "Семья" зажило в украинском информационном пространстве собственной жизнью, олицетворяя близкий круг действующего президента, привилегированных чиновников и бизнесменов, в центре которого стоит его старший сын.
Успешность в бизнесе 40-летнего врача-стоматолога Александра Януковича стала заметна после того, как его отец выиграл президентские выборы. Куда более колоритной и узнаваемой фигурой до этого считался младший сын Януковича - Виктор Викторович, депутат Рады и заядлый автогонщик. Александр Викторович, напротив, всегда старался держаться в информационной тени, из которой, впрочем, не вышел до сих пор. Вплоть до 2011 года его не включали ни в какие рейтинги, а зарегистрированная им в 2006 году компания МАКО в начале была строительной фирмой средней руки. Хотя, как вспоминают донецкие журналисты, еще тогда, при "оранжевых", пользовалась необъяснимой благосклонностью городских властей в сложных вопросах землеотвода.
Настоящий же взлет МАКО начался три года назад, когда компания реализовала несколько крупных строительных проектов на Донбассе и в Крыму, а затем купила Всеукраинский банк развития (ВБР), который за два года поднялся со 157 до 36 позиции в рейтинге финансовых учреждений. Сама же МАКО превратилась в корпорацию с разветвленной собственностью, структура которой не разглашается.
Наивно думать, что только девелопментом и банковской деятельностью ограничивается сфера интересов компании МАКО, уже имеющей, к слову, представительства в Женеве и Гааге. Например, в течение последних двух лет структуры, подконтрольные МАКО, становятся победителями большинства тендерных конкурсов на Украине и самых привлекательных приватизационных аукционов. Только в минувшем году фирмы, связанные с МАКО, получили от государства заказов на 10,3 миллиарда гривен - более 1,25 миллиардов долларов, причем Ринат Ахметов оказался в этом соревновании на втором месте с одним миллиардом. Структуры Александра Януковича также являются и "эксклюзивными" поставщиками "Укрзализныци" - государственного транспортного монополиста. Только за первые пять месяцев этого года железнодорожники выплатили пяти компаниям из орбиты МАКО более 390 миллионов долларов - это треть всех тендеров "Укрзализныци".
Как отмечают местные эксперты, даже тендерный золотой дождь - только вершина айсберга, а 510 миллионов долларов - та малая часть, которую уже невозможно не показать, и в действительности Александр Янукович гораздо богаче. Украинские СМИ и оппозиционные политики настаивают: Александр Янукович имеет серьезный интерес в угольном бизнесе, присматривается к транспорту, энергетике и медиа-активам. И значит, учитывая режим наибольшего благоприятствования со стороны любой из ветвей власти, и неразборчивость в средствах (слово "рейдер" всплывает в каждой публикации об истоках благосостояния президентского сына), экспансия Януковича-среднег продолжится и усилится. Вершиной должен стать 2016 год, когда окончится действие моратория на продажу земли сельскохозяйственного назначения. Именно "Семья", по общему мнению, сорвет этот поистине астрономический джек-пот.
Впрочем, отец и сын Януковичи не единственные члены "Семьи". К "семейным" украинские эксперты, политики и журналисты склонны причислять и бизнесмена из Харькова Сергея Курченко, называемого уже "украинским Гетсби". Это крупнейший игрок на внутреннем рынке сжиженного газа и нефтепродуктов, который всего за три года активной деятельности сумел аккумулировать сумму, достаточную для покупки Одесского и Лисичанского нефтеперерабатывающих заводов. Руководимая им группа компаний "Газ Украина" сегодня имеет годовой оборот в 10 миллиардов долларов, она также не раскрывает свою структуру, также активно выигрывает государственные тендеры (особенно часто - объявленные НАК "Нафтогаз"), также ведет экспансионистскую политику развития при полном благоволении властей, в особенности таможенных. К слову, весной этого года Курченко купил "Украинский медиа-холдинг" (UMH), в который, помимо прочих газет, информационных сайтов и радиостанций входят украинский Forbes и журнал "Корреспондент" - те самые составители рейтингов самых богатых и влиятельных.
Официально, в своем единственном интервью, данном после покупки журналу Forbes, Курченко отвергает связь с "Семьей", но другие СМИ - утверждают: связь есть через первого вице-премьера Сергея Арбузова, которого вместе с министром доходов и сборов Александром Клименко, а также главой МВД Виталием Захарченко причисляют к ближайшему кругу Виктора Януковича. Что касается Александра Януковича, то с ним они знакомы еще со времен, когда его отец руководил Донецкой областью.
Когда президента Виктора Януковича на последней итоговой конференции попросили разъяснить внезапно проснувшийся бизнес-гений его сына, Виктор Янукович уклонился от ответа, заявив: "Я знаю, что он привык много работать и создал прекрасную команду". Сам Александр Янукович в одном из немногочисленных интервью также утверждает, что влияние отца здесь не при чем. К сожалению, украинская социология не спешит проводить опрос населения, чтобы выяснить, верит ли оно таким объяснениям. Но экспертное сообщество, зная некоторые подробности, единодушно не верит в историю про Илью-Муромца, до 37 лет скрывавшего столь мощный менеджерский потенциал.
Так или иначе, "Семья" - сегодня основной и самый могущественный игрок в украинской экономике, потеснивший даже Рината Ахметова (состояние которого, кстати, за полгода "полегчало" на полмиллиарда долларов) и Дмитрия Фирташа. Остальные олигархи еще "кучмовского призыва" - Петр Порошенко, Виктор Пинчук, Игорь Коломойский, Валерий Хорошковский - экспансию давно закончили и ждут подписания соглашения об ассоциации с ЕС, чтобы зафиксировать право собственности на еще имеющиеся активы и получить охранную грамоту от Брюсселя. И здесь их интересы совпадают с интересами "Семьи", стремительно приватизирующей остатки украинской экономики. И для старых и для новых украинских богачей ассоциация с ЕС - это гарантия неприкосновенности вкладов. Собственно, только за этим все и затевалось.