Все наши современники, когда либо заходившие в Александровский сад, знают этот обелиск как памятник мировой революционной мысли - на исторической стеле, установленной в 1913 году к 300-летию династии Романовых - после революции были сбиты имена царей и написаны имена европейских и русских теоретиков социализма - и часто это были мало что говорящие уму и сердцу прохожего имена вроде Милье.
Сегодня ему возвращено изначальное историческое и символическое предназначение - это снова стела Романовых, увенчанная двухглавым орлом с барельефом грифона и царскими именами.
Еще одна перемена - памятник развернули - он обращен теперь не к входу в Александровский сад, но смотрит на Манеж.
Журналисты еще застали обелиск в драпировке - в светлокоричневом, легким, под шелк, чехле. Когда к памятнику собрались гости, приехал глава Президентской администрации Сергей Иванов и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл - чехол легко соскользнул с обелиска и началось освящение стелы.
- Как замечательно, что на стеле снова выбиты имена наших царей, - сказал освятивший обелиск Патриарх, напомнив об исторической перелицовке памятника. - Как будто сомкнулись времена.
Именно в период правления Романовых Россия стала великой страной - от моря и до моря, подчеркнул глава РПЦ, приветствуя событие, которое, по его мнению, служит символическому воссоединению русской истории.
Стране не 20 лет, и не 80, мы наследники тысячелетней истории России, вот что "читается" в происходящем. Ощущая связь со своей историей, мы, по словам Патриарха, " проникаемся национальным самосознанием и чувством достоинства, без которого не может существовать народ".
Открытия обелиска отнюдь не свидетельство идеализации "романовской" страницы российской истории, кому как не верующим знать, что человеку невозможно день прожить и не согрешить. Это не память о безгрешных, это память служащих Отечеству. А ему служили и великие ученые, и великие писатели, и великие не очень цари.
- Можно бесконечно спорить о тех или иных эпизодах нашей истории, - сказал Патриарх, подчеркнув, что спору не будет конца, если он основан на политическом или идеологическом подходе. - Но если так подходить, то и истории не существует, потому что "сколько голов - столько умов".
Чтобы история не порвалась на множество мелких противоречивых картинок, чтобы она оставалась единой, нужно собрать прежде всего "всех, кто служил России" и помнить что наша история - это прежде всего история их любви и служения Отечеству, подчеркнул Патриарх.
- Мало было одержать чисто военную победу, - сказал, вспоминая события преодоления Смутного времени, глава Президентской администрации Сергей Иванов. - Нужна была сильная власть, которая смогла бы своим моральным и государственным авторитетом объединить народы, сословия и даже племена, которые населяли в то время Россию.
Доверив себя 400 лет назад Михаилу Федоровичу Романову, страна, по его мнению, фактически определила этим выбором свое развитие на 300 лет вперед. И именно во времена Романовых страна вышла на берега Балтики, Черного моря, Тихого океана, и стала огромной суверенной страной.