Сегодняшняя церемония на стапеле "А" Балтзавода предполагает участие большого числа VIP-персон и носит во многом символический характер. Потому что отсчет тех самых 64 месяцев пошел еще с августа прошлого года, когда был подписан контракт на строительство головного ледокола ЛК-60 по проекту 22220 конструкторского бюро "Айсберг". В бумаге зафиксировано, что "Балтийский завод - судостроение" обязуется в срок до 30 декабря 2017 года построить ледокол "под ключ" и поставить его к причалу "Атомфлота" в Мурманске.
Времени на раскачку совершенно не было. И потому уже в ноябре 2012-го, то есть год назад, на верфи запустили участок плазменной резки и приступили к раскрою металла. Генеральный директор "Атомфлота" Вячеслав Рукша назвал тот первый шаг знаковым для нашей страны. "Это не просто возрождение гражданского атомного судостроения в России, - убежденно заявил он, - но и гарантия того, что в ближайшее 40 - 50 лет наш атомный ледокольный флот будет эффективно и бесперебойно выполнять все задачи, поставленные правительством Российской Федерации, в Арктике и на трассах Северного морского пути".
Генеральный директор верфи "Балтийский завод - судостроение" Александр Вознесенский в долгу не остался. То, что ЛК-60 доверили корабелам Балтзавода, по словам Вознесенского, абсолютно закономерно. Ведь из девяти атомных ледоколов, построенных за полвека, со стапеля Балтзавода сошло шесть.
Сейчас на ходу всего четыре таких судна с ядерной двигательной установкой. Два из них от начала до конца построены балтийцами - это атомоходы "Ямал" (введен в строй в 1993 году) и "50 лет Победы", заложенный еще во времена СССР и принятый в эксплуатацию только в 2007-м. Еще два так называемых мелкосидящих атомохода "Таймыр" и "Вайгач" (используются для работы на мелководье и в устье сибирских рек) были построены в Финляндии, а на Балтийском заводе их оснастили ядерной энергоустановкой.
Именно различие в тех задачах, которые решались и решаются сейчас с помощью атомных ледоколов, предопределило облик нового атомохода. Тот, что будет сегодня заложен, называют универсальным или, по-другому, двухосадочным. Главная особенность в том, что он будет способен работать как на глубоководных морских участках Северного морского пути, так и на мелководье, вблизи арктического побережья - на шельфе, в устье Енисея и в Обской губе.
С этой целью конструкцией ледокола предусмотрена возможность значительного изменения его веса и осадки путем закачки (или откачки) в трюмы балласта - обычной забортной воды. Для работы на мелких участках ледокол как бы всплывает, при этом минимальная рабочая осадка (8,55 метра) становится почти как у мелкосидящих "Вайгача" и "Таймыра". А когда нужно пробивать судоходный канал в припайных льдах толщиной до 2,5 - 3 метров, тот же вездеход набирает в свои трюмы воды, "приседает" на полтора-два метра и дает повышенные обороты на свои три винта...
Эта универсальность, как ожидают, позволит заменить одним атомоходом два ныне существующих. В планах "Атомфлота" на ближайшие десять лет создание трех таких ледоколов.