До конца года доработанный документ будет представлен правительству РФ, ключевым инвесторам и всем заинтересованным сторонам в отрасли.
"Развитие лесной отрасли на Дальнем Востоке России имеет значение не только для экономики региона, страны, но и в геополитическом контексте, ведь на его долю приходится более 9% мировых лесных ресурсов", - говорится в подготовленном к форуму аналитическом исследовании.
- За последние 10 лет ЕБРР вложил в России более 400 млн евро в создание новых и в модернизацию существующих предприятий деревообработки и целлюлозно-бумажное производство. В основном в Северо-Западном и Центральном федеральных округах. Необходимо обеспечить условия для повышения привлекательности этого сектора экономики на Дальнем Востоке для ведущих мировых операторов. Только они обладают ресурсами и ноу-хау, необходимыми для строительства высокоэффективных перерабатывающих заводов, использования самых современных технологий охраны окружающей среды, а именно такой подход является приоритетным направлением для банка, - заявил Линдси Форбс, директор по промышленности, торговле и АПК, ЕБРР в России.
Как отметил Сергей Юн из Института экономических исследований ДВО РАН, "Дальний Восток встроен в рынок Северо-Восточной Азии (СВА), поэтому влияние внешних факторов на развитие лесной отрасли доминирует". К тому же основные переработчики древесины одновременно являются лесозаготовителями и лесоэкспортерами, и все институциональные изменения в лесном хозяйстве или лесной промышленности затрагивают интересы практически всех участников рынка.
По его мнению, долгосрочная государственная стратегия развития лесного комплекса России еще не сложилась. Бесконечная реорганизация органов управления не добавляет привлекательности отрасли: за последние четыре года Рослесхоз трижды менял свой статус. Инвесторов отпугивает правовая нестабильность: за 10 лет принято три базовых закона, в последний Лесной кодекс РФ внесено уже 24 поправки, и остается еще немало пробелов (например, нет четких положений о строительстве и содержании действующих лесных дорог). Незавершенность кадастрового учета лесных участков ограничивает их введение в хозяйственный оборот, непоследовательность лесоэкспортной политики создает нестабильные условия для поддержания партнерских отношений.
- Нужно создать, наконец, орган исполнительной власти для совместного управления лесным хозяйством и лесной промышленностью. Необходимо сократить сроки предоставления участков под строительство промобъектов, предоставлять инвесторам промплощадки (гринфилды) с проработанными вопросами обеспечения транспортной, инженерной, энергетической инфраструктурой, а также льготные железнодорожные тарифы на период строительства перерабатывающих предприятий, - подытожил выступление Сергей Юн, подчеркнув, что "наибольшее число рисков для привлечения инвестиций в деревопереработку Дальнего Востока относится к институциональным". Затем идут инфраструктурные и только потом финансово-экономические риски.
Внедрение новых технологий тормозит нехватка квалифицированных кадров. По мнению экспертов, нужна реформа системы образования и дополнительные инвестиции в трудовые ресурсы. Система квотирования на привлечение иностранных работников также нуждается в совершенствовании. Среди ключевых рекомендаций "дорожной карты" есть предложения по внедрению щадящих технологий лесозаготовок, сочетанию сплошных и выборочных рубок. Для Дальнего Востока эта тема очень актуальна, ведь немалая часть ресурсов вблизи дорог уже выбрана, часть леса растет на склонах сопок, здесь требуется специальная техника.
- Повысить привлекательность для инвесторов может большая доступность и качество информации о лесной отрасли ДФО, устойчивые практики управления лесными ресурсами. Все это даст новые возможности для развития региона, - подвела итог дискуссиям менеджер проекта департамента экономики, политики и продуктов лесной отрасли ФАО Юкка Тиссари.