Ярослав Зох, финансовый директор PPF "Страхование жизни"
Прежде всего нужно понимать, что отчетность по международным стандартам (МСФО) - это не какая-то жесткая единая система с четко прописанными, конкретными формулами, как, например, таблица умножения. МСФО - это свод принципов учета, которыми должны руководствоваться участники рынка. В МСФО все стандарты построены таким образом, чтобы быть максимально полезными пользователю в понимании того, что в реальности происходит с компанией. Для этой цели в МСФО отчетности не только описаны принципы учета тех или иных операций, но и имеется существенный набор требований к раскрытию дополнительной информации. Ключевое отличие МСФО от РСБУ - это более честное отражение активов и обязательств компании, причем как связанных непосредственно со страховой деятельностью, так и общей.
Поэтому, если рассматривать отчетность МСФО как один из инструментов повышения прозрачности и качества страхового рынка, то, безусловно, эта форма отчетности необходима нам всем. Весь рынок заинтересован в повышении уровня доверия и понимания ценности страховой защиты. Опираясь на зарубежный опыт, можно утверждать, что отчетность по стандартам МСФО позволяет более корректно оценивать ключевые параметры бизнеса и принимать на их основе более взвешенные управленческие решения. Переход на МСФО - это важный шаг в сторону повышения транспарентности рынка и возможность привлечь в Россию прямые инвестиции.
Однако возникает несколько сложных вопросов. Насколько высоким будет качество отчетности компаний, которые ранее не работали с этими стандартами? МСФО отчетность требует специалистов, которые способны подготовить пакет документов в жестких условиях, и специалистов, которые способны оперативно оценить предоставляемые сведения. Само по себе составление отчетности согласно МСФО не может гарантировать ее качества, как, впрочем, и составление отчетности по любым другим стандартам.
Другой проблемный момент - это аудит отчетности. Залогом качества любой отчетности для пользователя служит подпись аудитора, причем чем более квалифицирован пользователь, тем более он требователен к имени того аудитора, который ставит свою подпись на заключении. При этом в 2013 году сложился огромный дефицит на рынке квалифицированных аудиторских услуг для страховых компаний.
И еще один вопрос: для кого именно готовится отчетность по новым стандартам? "Читать" отчетность МСФО страховых компаний могут единицы, и к ним пока не относится самый массовый стейкхолдер - страхователи. Другие пользователи отчетности - инвесторы, банкиры и ранее имели доступ к информации в гораздо большем объеме, чем кто-либо иной. И в случае, если страховая компания готовила МСФО отчетность "для себя", эта категория "читателей" всегда имела к ней доступ.
Не менее важен и следующий вопрос: принимая обязательства по переходу на систему МСФО, мы тем самым признаем несостоятельность принципов национального учета и их непрозрачность как для пользователя, так и для регулятора? В условиях, когда все надзорные формы базируются именно на российской отчетности, ответ явно отрицательный. Более того, российскую отчетность не только не сводят к минимуму, но и расширяют, совершенствуют. И, на наш взгляд, рынку пока рано полностью отказываться от РСБУ.
На сегодняшний день страховщики обязаны предоставлять три официальных отчетности - МСФО отчетность, РСБУ отчетность, налоговый учет. Три официальных учета, на наш взгляд, избыточно. Один из оптимальных вариантов - это постепенное сближение РСБУ и МСФО, поступательное изменение ПБУ. Например, можно было бы перевести часть положений РСБУ в сферу только налогового учета, а в РСБУ внедрить принципы МСФО. Это избавило бы рынок от дублирующих друг друга отчетностей и повысило бы прозрачность бизнес-показателей. После прохождения этого этапа можно было бы рассмотреть полную замену РСБУ на МСФО с учетом особенностей российского страхового рынка.
Несмотря на то что у нас было время подготовиться к переходу на МСФО, пока не все замечания нашли свое решение. Вопрос о качестве и прозрачности отчетности будет оставаться открытым до тех пор, пока вся инфраструктура, сопутствующая оценке, не будет полностью выстроена.
При этом нужно помнить, что степень доверия клиентов к страховщику зависит от целого ряда факторов, а не только от стандартов финансовой отчетности. Например, от того, насколько своевременно компания размещает информацию в открытом доступе на внешнем сайте, насколько быстро реагирует на запросы, получает ли компания рейтинг надежности, насколько профессиональны финансовые консультанты и специалисты колл-центра. Нам есть куда стремиться. Насколько повлияет МСФО на качество рынка, пока сложно сказать: не хватает фактов для полноценной оценки. На наш взгляд, обоснованный вывод можно будет сделать только через 2-3 года стабильной отчетности всех страховщиков по новым стандартам. Это позволит выявить зоны риска и развития, внести требуемые коррективы в принципы учета или изменить подход к предоставлению отчетности. Уверен, рынку еще потребуется время для того, чтобы все его участники оптимизировали бизнес-процессы должным образом и МСФО отчетность действительно смогла бы повлиять на устойчивость рынка.