В поисках "фишек"
Важно, что об "охоте на интуриста" на форуме говорили сами иностранцы, а не только представители российского турбизнеса. Они, на взгляд зарубежных гостей, далеко не всегда объективно и правильно понимают, что же нужно человеку из-за кордона, чтобы он остался в каком-либо российском городе хотя бы на ночь.
- Очень часто сам регион решает, что будет интересно на его территории туристу из другого региона или страны, - отмечает руководитель Балтийского отделения Российского союза туриндустрии Илона Ансоне. - И это, наверное, основная ошибка. Потому что иностранцев может интересовать совсем не то, что им предлагают. Например, когда я заговорила с представителями Ханты-Мансийска об индустриальном туризме, связанном с добычей нефти, они отмахнулись: да перестаньте, кому это интересно, нам это надоело. Это эффект "замыленного" взгляда. Между тем иностранцам как раз интересно - где еще они это увидят?
По словам Илоны Ансоне, российские регионы до сих пор не научились находить и, главное, продвигать свои "фишки".
- Я работала с одиннадцатью регионами на выставке в Берлине, все они презентовали свои турпродукты - стандартный набор из сельского туризма, культурно-познавательного, гастрономического и прочих, но никто не доказал мне, почему я должна приехать именно к ним. Создавалось впечатление, что я везде получу примерно одно и то же. То есть не подчеркиваются особенности, присущие только этому региону, и никакому другому.
Эти грустные россияне
Эксперт из Латвии рассказала, что на основе изучения отзывов туристов, размещенных на крупнейших туристских порталах, можно сделать вывод о спектре интересов иностранцев в России. Их, оказывается, привлекает стереотип, что "в России не так, как везде", разнообразие местных культур, дореволюционное, советское и военное наследие, настоящая зима и доступность экстра-развлечений.
Однако интерес иностранца к "огромной и малоизвестной стране" серьезно подрывает информация о ней со знаком "минус". Так, согласно отзывам, европейцы крайне недовольны российским соотношением цены и качества предоставляемых услуг.
- Я не говорю о Москве и Санкт-Петербурге, - продолжает Илона Ансоне. - Но даже провинциальные города очень и очень дороги. При этом избалованные европейцы и близко не получают того качества, к которому привыкли. Хотя есть, конечно, и положительные примеры.
Кроме того, иностранцев отпугивают сложности при получении визы и необходимость на месте проходить странную, на их взгляд, процедуру регистрации, когда их принуждают отвечать на вопросы, на какое время они приехали, с какой целью и кто их принимает. Многим неудобны пока практикуемые в России расчеты наличными деньгами, от которых европейцы почти отвыкли. Пугают такси и воры-карманники. Немалое количество иностранцев почему-то полагают, что водопроводную воду в России не только нельзя пить, но в ней нельзя даже мыться. Ну и, конечно, языковой барьер - россияне практически не говорят по-английски.
- Обслуживающий персонал в гостинице не может связать двух слов по-английски! - с изумлением рассказал о русских реалиях директор Французского института туризма Париж - Восток Лоран Девиллер. - И что вы делаете со своими детьми? Ругаете каждый день? Они такие грустные! Молодые люди не улыбаются. Россияне вообще не улыбаются. Мы приезжаем в страну, надеемся встретить приветливые лица, а видим на ресепшене в отеле угрюмых людей. А ведь это важная деталь, по которой судят о стране. Россияне в представлении иностранцев - недружелюбные люди. У этой проблемы глубокие корни, у вас нелегкая жизнь, но, тем не менее, надо ситуацию как-то менять.
В музей на коляске
Почти не создано в России, по словам Лорана Девиллера, и условий для путешествия туристов-инвалидов. С этим согласна и исполнительный директор Академии доступности и универсального дизайна Галина Колодицкая. Она напомнила, что в рамках празднования 85-летия Всероссийского общества глухих провели автопробег по маршруту Москва - Владивосток с целью промониторить доступность объектов показа и инфраструктуры для людей с ограничениями по здоровью.
- Экипажи формировали из туристов с разными формами инвалидности, - рассказала эксперт. - Многие города, через которые пролегал маршрут, могли бы пользоваться популярностью как среди россиян, так и среди иностранных гостей с инвалидностью. Но, к сожалению, большая часть объектов не готова к приему этой категории граждан. Элементарные проблемы возникли даже на пути следования: слабослышащие и глухие люди не могли общаться с операторами заправочных станций через затемненные стекла и связаться со службами экстренной помощи с помощью СМС, для инвалидов были недоступны многие памятники культуры и гостиницы.
При этом, по словам Галины Колодицкой, в последние десять лет эксперты отмечают динамический рост в таком сегменте рынка, как туризм для инвалидов и маломобильных граждан. То есть спрос есть, дело - за предложением.
Туроператоры, объединяйтесь
Безбарьерная туристская среда для инвалидов - это тот случай, когда без поддержки государства, видимо, не обойтись. Потому что и более "традиционный" туризм без нее, по признанию участников форума, не может развиваться в соответствии с заданной "программой-максимум".
- Без концентрации усилий и взаимодействия государства и бизнеса, без поддержки на региональном и федеральном уровнях власти мы не решим те задачи, которые перед собой ставим для увеличения внутреннего и въездного туризма как отрасли экономики, которая обеспечивает мультипликативный эффект, - уверен заместитель руководителя Федерального агентства по туризму Дмитрий Амунц.
Но поскольку казенные средства по умолчанию ограничены, в Ростуризме стали искать способы привлечения в отрасль внебюджетного финансирования. Вместе с Внешэкономбанком уже разработана комплексная программа развития инфраструктуры туризма.
- Считаем, это неплохой механизм, который позволит инициаторам проектов подключить различные возможности, в том числе института развития ВЭБ, - говорит Дмитрий Амунц.
Кроме того, Федеральное агентство по туризму и Минкультуры РФ выступили с инициативой выпустить государственную лотерею, отчисления от которой будут направлять на реализацию программ в сфере туризма.
А чтобы информация о нуждах отрасли без проволочек доходила до властных кабинетов, исполнительный директор Ассоциации туроператоров Майя Ломидзе призвала представителей этого бизнеса к объединению.
- Это дает возможность донести до органов власти, что нужно турбизнесу на данном этапе, - считает она. - Что греха таить, у нас без участия государства ни один проект толком не реализуется. И в то же время информационные потоки между органами власти, структурами, которые принимают решения, и бизнесом идут с препятствиями. И даже самый активный и инициативный бизнесмен зачастую не может донести какие-то важные вещи до государства. Чтобы пошел правильный информационный поток, чтобы пошла работа в двух направлениях - от государства к бизнесу и наоборот, - нужны отраслевые общественные объединения.
По данным Майи Ломидзе, в России таких объединений сегодня около пятидесяти. После ярославского форума, видимо, станет значительно больше.