05.11.2013 00:20
Общество

Алексей Варламов: Социальное неравенство сильно озлобляет людей

Читатели "РГ" и писатель Алексей Варламов знают, как вернуть вежливое общество
Текст:  Татьяна Владыкина
Российская газета - Федеральный выпуск: №248 (6224)
Наши читатели приняли активное участие в обсуждении вопроса, сможет ли социальная реклама сделать нас вежливыми ("Хам вернулся", "РГ" от 23 октября 2013 г.).
Читать на сайте RG.RU

Выяснилось, что подавляющее большинство читателей "РГ" просто не верят рекламе. Реклама "бездарна и лжива", считает Антон из Москвы, "в социальной рекламе много шедевров и много провалов", констатирует Ольга из Мурманска. Самым провальным примером соцрекламы, по мнению наших читателей, можно назвать отечественную антитабачную рекламную кампанию - надписи на сигаретах. Марина из Тольятти и вовсе называет эту рекламу "безобразной". Она считает, что "ужасаются не только курящие, но и добрая половина некурящего общества. Это все выставлено на всеобщее обозрение в магазинах, киосках, на улице, это как же надо ненавидеть народ, чтобы придумать такие варварские способы устрашения. Я не курю, но я полностью не согласна с такими способами борьбы с курением. Вся эта компания с табакокурением напоминает пословицу: "Заставь дурака богу молиться, он и лоб расшибет". На отсутствие в России качественной социальной рекламы не так давно обратил внимание писатель Алексей Варламов. Мы попросили Алексея Николаевича подробнее рассказать о том, что не так с социальной рекламой в России и почему он заговорил именно об этом на Совете по культуре и искусству, который недавно прошел у президента.

53 процента россиян верят в социальную рекламу

Алексей Варламов: На совете я говорил в основном о загрязнении окружающей среды. Ведь совершенно понятно, что ни Путин, ни оппозиция не виноваты в том, что мы сорим в лесу. Виноваты конкретные люди, и им нужно это объяснить. Мне кажется, наш народ очень восприимчивый. И если бы появлялись какие-то яркие билборды на дорогах, чтобы люди осознали, в какую помойку мы превращаем свою страну, то на многих бы это подействовало. Нужен социальный заказ. Мы - народ великой культуры, но, к сожалению, не очень цивилизованные. Если на это обращать внимание, то, я уверен, будет эффект. Штрафов и наказаний недостаточно, надо пропагандировать нормальные человеческие ценности. И за это кто-то должен платить. Понятно, что реклама на телевидении дорого стоит. На мой взгляд, надо придумать механизм, чтобы компании, которые рекламируют свой товар, оплачивали и социальную рекламу. Рекламируешь кока-колу - значит, рекламируй, чтобы банки от колы не валялись по обочинам дорог.

Советское кино и мультфильмы всегда очень талантливо показывали, "что такое хорошо и что такое плохо". Чуть хуже работала наглядная агитация, но сюжеты наверняка оседали в головах.

Алексей Варламов: В метро сейчас тоже есть объявление, но мне кажется, люди перестали его воспринимать. О взаимной вежливости бубнится на каждой станции, но не доходит до сознания. Надо придумывать новые формы, более живые. Советское время было голодным на информацию, поэтому и воздействовать на сознание человека в хорошем смысле было проще. Сегодня надо придумать, как это делать. Тут надо выкладываться не только финансово, но и творчески.

Почему сегодня градус невежливых отношений зашкаливает?

Алексей Варламов: Я думаю, одна из причин - это социальное неравенство. Во времена СССР оно было не очень кричащим. Социальное неравенство сильно озлобляет людей. Тогда мы были обществом. Другое дело, что там были серьезные изъяны и проблемы. А вот сегодня, на мой взгляд, мы обществом не являемся. Появилось очень много хамов. Хамство со стороны тех, которые преуспели и считают, что те, кто не преуспел, - это быдло и по отношению к ним можно вести себя как угодно, а это, в свою очередь, тоже вызывает агрессию. Наше общество в силу расслоенности особенно подвержено понижению порога цивилизованности, и надо прикладывать усилия к тому, чтобы эти противоречия сглаживать. Хирургически эту проблему не решишь. Тут надо действовать терапевтически, постепенно. Должна быть продумана школьная программа. Нас же воспитывали с детства, но я не уверен, что в сегодняшних школах этому учат так же, как учили нас.

В прежние времена воспитанность была на уровне инстинкта. А сегодня, чтобы пропустить женщину с ребенком, надо, чтобы плакат подтверждал: "Пропусти, иначе ты невоспитанный болван".

Алексей Варламов: Это пример полной дикости. Это должно быть написано в душе человека, но там почему-то не написано, и он требует, чтобы написали на стенке. Ну давайте писать, раз мы дошли до такого состояния, что нам надо объяснять азбучные истины. В том числе и посредством ролика. Пустить его по Первому каналу в прайм-тайм, в Интернете запустить. Общество должно, наконец, задуматься. Иначе мы окончательно одичаем. Пройдет еще несколько лет, и мы утратим нормальные навыки поведения. Взять, к примеру, нецензурную ругань. Мат был всегда, но он занимал свое место. В прошлом веке никто в общественном месте не позволил бы себе ругаться матом, его бы одернули. Сегодня это норма. На нем говорят. И это еще одно проявление нашей нецивилизованности.

Азбучные истины хорошо транслировал плакат "Подбрось до урны"...

Алексей Варламов: Да, очень хорошая реклама. У меня тоже есть пример. На даче, по дороге к реке есть очень красивое место - грот. Из него сделали помойку, и кто-то повесил табличку: "Здесь гадят только свиньи", и знаете, тоже очень действует. Подчас наше одичание доходит до абсурда. Я каждое лето бываю в Карелии. Идешь по лесу, и вдруг посреди леса выросла самостийная помойка. Вот что в головах у людей, которые за 3 км везут мусор по лесной дороге? Этим летом я в местном магазинчике увидел стишок. Текст не помню, но смысл такой: вот люди бросают мусор по обочинам дорог... Я зашел и спрашиваю, кто это у вас такое интересное стихотворение повесил? А продавщица говорит: "Это я сама написала, потому что уже достали". Вот если таких продавщиц и стихотворений станет больше, может, мы сообща и решим эту проблему.

СМИ и соцсети Образ жизни