- Надеюсь, что к 2014 году найдем дополнительные возможности для перемещения грузов в условиях Арктики, включая помощь и поддержку судов при прохождении по арктическому пути, - сказал министр.
Повышенный интерес к этому региону, в общем-то, понятен. Крайний Север - важнейшая ресурсная база страны. Более того, именно с освоением Арктики эксперты связывают выполнение долгосрочных задач экономического развития, энергетической безопасности и конкурентоспособности России на мировом рынке. Поскольку речь идет о стратегических интересах государства, участие военных в их защите даже не обсуждается. Для армии это - приоритетная задача. Тем более что укрепление войсковых и морских группировок на Крайнем Севере предусмотрено Основами государственной политики в Арктике.
Какие именно корабли войдут в новое флотское соединение, Шойгу не уточнил. Возможно, по заданию Минобороны конструкторы уже создают морскую технику такого класса. Не исключен и другой вариант - патрулированием арктических морей займутся специально доработанные под эти цели военные корветы и фрегаты. Эксперты говорят, что переделать их в ледокольный вариант в принципе не составит большого труда. В первую очередь придется укрепить борта кораблей и позаботиться о защите их винтов и рулевых механизмов.
Но морским патрулированием дело не обойдется. Шойгу также упомянул о создании новой техники для северных гарнизонов Сухопутных войск. Напомним, что о появлении в нашей армии так называемых арктических бригад заговорили еще пару лет назад. Первым кандидатом на эту роль тогда называли 200-ю мотострелковую бригаду из гарнизона Печенега в Мурманской области. Генералы говорили, что для прикрытия арктической зоны страны новому воинскому формированию потребуется иное, чем у мотострелков, вещевое и техническое обеспечение. В частности, туда неплохо бы поставить тягачи "Витязь".
Потом военные почему-то засекретили свой интерес к этой теме. Во всяком случае, об окончательном решении вопроса по арктическим бригадам ни в Минобороны, ни в Генштабе не объявляли. По данным "РГ", пока взгляды у военного командования таковы - часть арктических подразделений хотят сделать аэромобильными. Чтобы солдаты и офицеры в условиях Крайнего Севера могли выполнять свои задачи, их будут готовить по специальным программам, снабжать морозостойкой экипировкой, новыми средствами связи и техникой высокой проходимости. По некоторым данным, численный состав арктических бригад установят в 3-5 тысяч человек. Причем, в Российской армии могут появиться не одно или два таких соединения, а целая войсковая арктическая группировка.
Сегодня министр обороны сказал, что в арктической зоне будут совершенствоваться аэродромная сеть и портовая инфраструктура. Речь, в частности, идет о восстановлении аэродромов и причальных сооружений на Земле Франца-Иосифа и Новосибирских островах. Последние уже обживают военные авиаторы, которые обосновались на острове Котельный, где возобновил работу аэродром Темп. В конце октября там приняли первый борт - военный Ан-72.