...А тут пир горой
Катар забит европейцами из самых развитых держав, убеждавшими меня, что муки от жары - ничто по сравнению с тем, что, проведя тут 7-8 годков, они обеспечат себя в Англии или во Франции на всю оставшуюся жизнь. Рабочие со всего мира, закрыв лица арабскими платками, вкалывают и при 50 градусах на благо не только эмира и шейхов, но и почти всех местных жителей, не слишком склонных к тяжелой работе. Получить местное гражданство еще сложнее, чем в благословенной Швейцарии и даже в Монако, - почти невозможно.
В Европе и Штатах кризис или рецессия, а тут газеты радуют местных - основные средства крупнейшего банка возросли в этом году на 29 процентов. Металлургическая промышленность за девять месяцев 2013-го получила прибыли в миллиарды. Кораблестроительная фирма со смешанным капиталом добилась контракта на строительство семи громадных судов и спустит их на воду уже через два года. В специально открытых учебных заведениях учатся под руководством персонала из Итона - Кембриджа десятки тысяч иностранных студентов.
И все поголовно говорят о футболе.
Из метро да на трибуну
На территории "Катар Фаундейшн", где находятся студенческие кампусы, будет построен огромный стадион. И девушка-гид в чадре, но с горящими глазами и ярко накрашенными губами, объясняет мне в прохладе здоровенной выставки:
- Этот гигант с искусственным охлаждением вместит в дни футбольного Кубка мира 45 тысяч зрителей. И я уверена: половина будет занята нашими студентами.
- Но как доберутся сюда остальные, имею в виду гостей Дохи? Ведь в вашей столице почти нет общественного транспорта? Одни "Мерседесы".
Но ответ уже готов:
- Разве вы не знаете? Смотрите сюда на макет, где сверкает буква "М". В Дохе построят метро, и его эскалаторы будут выходить прямо на стадионы, а некоторые - сразу на трибуны.
- А что вы будете делать с этим, согласен, роскошным 45-тысячником, когда чемпионат мира уедет?
- Это же элементарно. Стадион или отдадут нам, студентам, или передадут соседям. Не все арабские страны могут позволить себе построить такое.
Да, на все в Катаре есть свой ответ. Кроме одного. Мы выходим из овеваемого суперсовременными кулерами помещения и, пока преодолеваем кратчайший путь до чуть припозднившегося автобуса с ветродуями, покрываемся потом. В Доху пришла суровая зима, в тени плюс 30.
В атаку на мать-природу
И как тут играть футболистам? Пусть хитроумный президент ФИФА Зепп Блаттер и отложил решение вопроса о переносе розыгрыша Кубка мира с привычного лета на зиму на "до после чемпионата-2014 в Бразилии". Протесты, может, и утихнут - на время. Но ведь мать-природа непобедима. Впрочем, когда мы попадаем на открытый конный стадион, где несколько часов неторопливо идут состязания по конкуру, то жары не чувствуется.
- Здесь уже установили специальные сооружения для охлаждения воздуха, - втолковывают мне гостеприимные хозяева. - Пусть не столь современные, как на футбольных стадионах. Вот там - будет класс, и еще прохладнее с новой техникой.
Кроме того, стайки стюардов обносят всю публику маленькими чашечками с чаем, ледяной или теплой - по желанию - водой, крепким или не очень кофе.
- И что, - спрашиваю с подколом, - вы также будете отпаивать в 2022-м всех футбольных фанатов?
Моей скрытой иронии искренне не понимают:
- Нет-нет, конечно, не так! Стюардов с подносами будет в десятки, в сотни раз больше. Надеемся, фанам понравятся наши бесплатные напитки.
Вдруг слышу собственную фамилию. Это в знак уважения вызывают награждать тройку призеров в конкуре. Преподношу призы, даже на беглый взгляд, дорожайшие и уж точно тяжелейшие. Треплю лошадок. Поздравляю наездников:
- Вашим подопечным не жарко?
- Что вы. Тут специальные конюшни с охлаждением. Да и вечером температура опустилась до 27. Боюсь, моя без попоны немного замерзнет.
Не могли же все сговориться - и кони, и всадники. И организаторы Кубка мира-2022.
Сколько? А столько!
Его Высочество шейх Сауд Бин Абдурахман Аль Тани по одной из родственных линий кузен эмира Катара и по совместительству генеральный секретарь Национального олимпийского комитета. Это ему высшим руководством во многом доверено на отличном английском с американским акцентом продвигать в иностранные массы идеи Кубка мира-2022 по футболу в Дохе. И бороться за Олимпийские игры. Катар уже дважды претендовал на Олимпиады и, как сказал мне шейх, "очень возможно, посоревнуемся и за Игры-2024".
- Вы можете в общих чертах назвать общую цифру расходов на Кубок мира-2022?
- Попытаюсь, - согласился Аль Тани. - Она будет такой: мы потратим столько, сколько понадобится, чтобы сделать этот чемпионат одним из лучших в истории. Вы удовлетворены ответом?
Международная лыжная федерация обратилась ко всем своим коллегам по Международным федерациям, представляющим зимние виды спорта, с призывом объединиться и совместно выступить против проведения чемпионата мира по футболу в Катаре в зимнее время. Лыжников, да и других, особенно не устраивает январь 2022-го. И это понятно. Внимание болельщиков будет обращено на футбол и только на футбол.