07.11.2013 00:22
Общество

Мария Городова: Исповедь помогает избавиться от власти греха

Почему нельзя откладывать исповедь?
Текст:  Мария Городова
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №251 (6227)
Мы продолжаем разговор об исповеди, начатый в статье "Диагностика души" ("РГ-Неделя", N240), и отвечаем на первые вопросы, пришедшие в редакцию.
Читать на сайте RG.RU

"Мария! Здравствуйте! Стыдно признаться: в детстве бабушка меня крестила, но я так никогда и не исповедовалась. Недавно уже решилась, думаю, пойду, но все почему-то не получается, все что-то мешает. То дел много - не пускают, то страх перед своими грехами или робость, что строгий священник попадется. А в прошлом году, как сейчас помню, перед Пасхой, прихожу в храм, а там очередь на исповедь. Постояла-постояла да и развернулась, домой пошла: кому хочется, чтобы посторонние слышали, что ты будешь рассказывать".

Ирина М.

Ирина, мешает не что-то, мешает нашему покаянию кто-то. Надо усвоить простую вещь: на пути человека к Богу всегда стоит дьявол. Он может нашептывать: "Какая тебе исповедь, какое прощение, когда ты такой грешник, да в подобных поступках и каяться-то стыдно!" Или наоборот: "Ну какие у меня грехи: все так живут, ничего плохого я не делаю - не убил, не украл, так, по мелочам! Да и кто без греха? Успею еще покаяться". Тут могут быть варианты, дьявол постоянно отводит человека от Бога, пытаясь ему что-то внушить, но надо осознавать: если человек не исповедуется, следуя такому внушению, то он идет на сделку. Стоит ли уточнять, с кем?

Что касается расхожей формулировки "успеется", то, по мнению святых отцов, это еще одна коварная уловка врага рода человеческого. У нас есть вполне определенные слова Христа: "Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет" (Мф. 24: 42). И еще: "В чем Я найду вас, в том и буду судить". Вдумайтесь в этот призыв: "Бодрствуйте!", в это "никто не знает часа!" Вспомните, как незванно может прийти к нам немощь, болезнь, а то и смерть. Разве не превращают они все эти наши "успеется" в трусливые уловки, "отмазки", бесполезные и беспомощные перед лицом Вечности?

Но что же происходит с душой, если она в Таинстве Покаяния не очищает себя от накопленных ошибок? "Нечувствие, каменность, мертвость души - от запущенных и не исповеданных вовремя грехов. Как облегчается душа, когда немедленно, пока больно, исповедуешь совершенный грех. Отложенная исповедь может вызывать бесчувствие. Человек, часто исповедующийся и не имеющий залежей грехов в душе, не может не быть здоров. Исповедь - благодатный разряд души. В этом смысле громадно значение исповеди, в связи с благодатной помощью Церкви. Поэтому не откладывай ее. Слабая вера и сомнения - не препятствие. Непременно исповедуйся, кайся в слабой вере и сомнениях как в своей немощи и грехе... Так оно и есть: полная вера только у сильных духом и праведных; где нам, нечистым и малодушным, иметь их веру? Была бы она - мы были бы святы, сильны, божественны и не нуждались бы в той помощи Церкви, которую она нам предлагает. Не уклоняйся и ты от этой помощи",- писал о. Александр Ельчанинов. А вот слова святого - о. Иоанна Кронштадтского, и они даже жестче: "Исповедоваться в грехах надо чаще для того, чтобы поражать, бичевать грехи открытым признанием их и чтобы больше чувствовать к ним омерзение".

Читайте также: Беседы с Марией Городовой

"Мария, так и не понял, почему исповедь называют Таинством? Ведь никаких "специальных действий", подобно тому, как это происходит во время Таинства Причастия, здесь не совершается. Уж чего проще: пришел к священнику, рассказал, что с тобой произошло, в чем грешен, тебе отпустили грехи, и все, свободен".

Олег

Олег, действительно, исповедь - это освобождение от власти греха. И именно потому, что это Таинство. Исповедь часто называют вторым крещением. В Библии, в греческом языке, когда говорится о покаянии, употребляются два глагола: один означает возвращение к Богу путем изменения поведения, образа жизни, а другой глагол обозначает внутренний переворот, переворот мыслей, сознания. Получается, покаяние - это внутренний переворот человека, ведущий к перемене образа мыслей и образа жизни, переворот, возвращающий человека к его истинному предназначению. Тут нельзя упрощать до расхожей бытовой формулировки: "не согрешишь - не покаешься". Грех нарушает нашу истинную природу, и Таинство Покаяния, подобно Таинству Крещения, восстанавливает поврежденную грехом духовную природу человека.

Кстати, вслушайтесь в звучание русского слова "покаяние"! Смотрите, его можно фонетически разделить на части так: "пока-я-ни-я". То есть, пока я грешу, пока я не увидел в себе этот грех, пока я не раскаялся в нем, "я" еще "не я", я не стал самим собой, тем образом и подобием Божьим, которым должен быть. Покаяние - это то, что помогает нам обрести себя.

Ведь что происходит? После обязательной духовной подготовки (об этом мы обязательно еще расскажем) человек, увидевший в себе свои грехи, перед священником начинает говорить о них, называть их.

В богословии назвать что-либо, дать имя - это значит и определить, что это, и, одновременно, установить над этим власть. Помните, мы писали про Адама, к которому Бог привел зверей, чтобы тот дал им имена? Так вот, называя животных, именуя их, Адам тем самым и устанавливал над ними свою власть. Так же и мы: исповедуясь, называя свой грех, мы и обозначаем его сущность, и уже уходим из-под его власти. И тут вопрос: может быть, достаточно уже того раскаяния, которое мы испытываем, оставшись наедине со своей совестью? Давайте разбираться. Когда мы говорим о Таинстве, мы говорим, что свидетелем нашего покаяния, свидетелем перед Богом, является священник. Не случайно перед исповедью священник предупреждает: если мы утаили свой грех, забыли его назвать или не увидели его в себе, то грех так и остается с нами. Это первое. Второе: врачует человеческую природу, исцеляет человека, прощает его грехи Сам Господь Иисус Христос. И это та невидимая часть Таинства, которая видимым образом проявляется в том, что священник - свидетель и покаяния, и прощения - читает разрешительную молитву. Так "видимым" образом происходит разрешение человека от греха.

Грех притягателен, и если он владел человеком, то человек не может сам, своими силами от него освободиться: для того чтобы произошло уничтожение греха, исцеление, нужна Благодать Божья.

Религия