Телеканал "Культура" продолжает показ фильмов из цикла "Мост над бездной". Четыре новые серии - последние. Автор и ведущая - искусствовед, специалист по творчеству Андрея Тарковского, ученица Мераба Мамардашвили и Льва Гумилева - Паола Волкова ушла из жизни 15 марта 2013 года.
Четыре фильма - это четыре тайны из мира искусства, четыре легенды и четыре правды о самых известных и дорогих в прямом и переносном смысле полотнах.
- В моем рассказе появляется то одна картина из одной эпохи, то другая из другой эпохи, - говорила Паола Волкова о принципе построения своих фильмов. - Через одну картину можно узнать целую эпоху, а также понять, какие тайны хранят их авторы.
Выпуск первый - "Эль Греко" (11 ноября, 23.00) посвящен картине "Погребение графа Оргаса", которая стала для художника "заказным проектом" - была создана для приходского священника. В основе сюжета - предание о святости уроженца Толедо и сеньора этого города дона Гонсало Руиса, умершего за два века до создания полотна, в 1312 году.
Следующий рассказ - о Феофане Греке (12 ноября, 23.00). Паола Волкова посмотрит на творчество иконописца, основываясь на анализе его уникальной работы - иконы "Успение". Икона эта двусторонняя - на одной ее стороне написан сюжет Успения Божией Матери, а на другой - образ Богоматери с младенцем Христом.
"Ренуар - Ярошенко", так называется третий выпуск (13 ноября, 23.00). Имя французского импрессиониста легко узнаваемо, но вот о том, как работал, какой мир отражал в своих полотнах русский передвижник Николай Ярошенко, наверное, вспоминается не сразу. Однако, как утверждает Паола Волкова, несмотря на различия в художественном методе и манере, работы этих художников "рифмуются". Пьер Огюст Ренуар и Николай Ярошенко написали портреты двух известных актрис, своих современниц. Ренуар - Жанну Самари, звезду "Комедии Франсез". Ярошенко - Полину Стрепетову, "душу русского театра". Волкова утверждает: в этих женских лицах и взгляде на них художников отразился дух эпохи, переживания авторов, их характеры.
Четвертая, заключительная серия "Моста над бездной" называется "Рафаэль Санти" (14 ноября, 23.00) и повествует о картине Рафаэля "Мадонна в кресле" и через нее - о даре итальянского живописца организовывать пространство своих произведений, о том, как сначала он создавал своего рода сценографию произведения, а затем заполнял пространство этой "сцены" персонажами, выстраивал мизансцены. Паола Волкова докажет, что композиция картины "Мадонна в кресле" воспроизводит спираль в три с половиной оборота, которая в свою очередь образует космогонический символ Вселенной.