08.11.2013 00:42
Экономика

Внутренний рынок металла в России в 2013 года вырастет на 3 процента

Текст:  Ирина Фурсова
На вопросы "РГ" отвечает председатель оргкомитета Международной промышленной выставки "Металл-Экспо 2013", президент Российского союза поставщиков металлопродукции Александр Романов.
Читать на сайте RG.RU

 

Как вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию на внутреннем рынке черных и цветных металлов?

Александр Романов: На внутренний рынок повлияла рецессия в экономике и снижение потребления металла в машиностроительных отраслях, что уже привело к незначительному падению производства стали в РФ. Так, в январе-сентябре по сравнению с аналогичным периодом 2012 года произошло сокращение объемов производства стали на 3,2%, до 51,8 млн тонн, а проката черных металлов - на 3% до 43,3 млн тонн.

Несмотря на это, в целом внутренний рынок пока оценивается как растущий за счет строительного сектора. Нетто-потребление по итогам 2013 года все же на 3% вырастет, несмотря на то, что прогноз прибавки ВВП составляет 1,8% и отмечается мощная просадка по промышленному росту и сокращение экспорта.

По цветным металлам внутреннее потребление практически осталось на уровне 2012 года. В этом сегменте строительная отрасль также "вытянула" потребление благодаря расширению применения алюминиевых профилей в строительных конструкциях.

Цены на черную и цветную металлопродукцию за последний год снизились, затратная часть производителей выросла - это привело к общему снижению рентабельности компаний, что подтверждается операционными и финансовыми отчетами по итогам 9 месяцев 2013 года.

Цифра: 51,8 миллиона тонн составил объем производства стали в России в январе-сентябре 2013 года

Какие отрасли выступают главными драйверами роста производства металлов?

АР: Последние несколько лет драйвером роста выступает строительная отрасль, которая потребляет в основном рядовые виды проката. Таким образом, металлургия РФ увеличивает в своем объеме долю более дешевых марок стали. За первую половину 2013 года потребление сортового проката растет более высокими темпами, нежели потребление листового: 5% по сравнению с 2,7%.

Машиностроение (автомобильное, транспортное, судостроительное, авиационное), к сожалению, сегодня не являются такими драйверами. Тем не менее, по прогнозам ряда аналитических компаний, в 2014-2016 годах может начаться увеличение потребления и рост цен на черные и цветные металлы. Мы придерживаемся оптимистической точки зрения и надеемся, что после небольшого посткризисного восстановления 2010-2011 годов, и фактической стагнации 2012-2013 гг., в ближайшее время конъюнктура рынка и экономическая ситуация в целом улучшится и индустрии предстоит три года роста.

Конечно, было бы неплохо, если бы наше правительство больше усилий и средств уделяло эффективной реализации инвестпроектов, которые в большей или меньшей степени могли бы быть существенными стимулами роста экономики, в частности - отрасли производства дорожно-строительной техники, строительных материалов и других отраслей.

В последнее время металлурги ввели и планируют еще ввести большое количество мощностей при том, что экономика находится не в лучшем положении. С чем это связано и какие последствия такая политика может иметь в будущем?

АР: Большая часть инвестиционных проектов, которые сейчас вводятся, были пущены еще в 2006-08 гг., до кризиса. Появился ряд независимых компаний, которые выросли за последнее десятилетие, имеют опыт работы, сбытовые сети, желание и возможности расти до уровня среднего и даже крупного бизнеса. При поддержке региональных органов власти они намерены реализовать проекты по выравниванию дисбалансов производства и потребления отдельных видов металлопродукции на региональном уровне. Такие проекты могут быть экономически оправданы, и они будут появляться и реализовываться в различных регионах. Часть этих новых мощностей будет представлена на выставке "Металл-Экспо 2013". В скором времени картина рынка по прокату строительного назначения или, скажем, электросварным трубам существенно изменится, что приведет к еще большей конкуренции, повышению качества продукции и, соответственно, к улучшению условий для конечных потребителей.

Сейчас говорят о кризисе в алюминиевой промышленности, в частности, закрытии нескольких производств. Чем это, на ваш взгляд, обусловлено и что необходимо сделать, чтобы изменить ситуацию?

Федеральным властям следует более внимательно относиться к регулированию реального сектора экономики

АР: Эта проблема обсуждалась в сентябре в Самаре на совещании, организованном Российским союзом поставщиков металлопродукции, с участием директора по сбыту Русала на рынках России и странах СНГ Сергея Бельского и крупнейших потребителей первичного алюминия - прокатных и экструзионных заводов. Причина трудностей в отечественной алюминиевой промышленности кроется в падении спроса и цен на первичный алюминий в мире при одновременном повышении стоимости энергоресурсов и услуг на грузоперевозки. В 2013 г. тарифы естественных монополий росли, увеличивая себестоимость производства крылатого металла, тогда как цены на него шли вниз. Соответственно, расположенные в Европейской части России и на Урале заводы Русала генерировали убытки вместо прибыли, сибирские же получали более дешевую электроэнергию с местных гидроэлектростанций. Доля электроэнергии в структуре себестоимости алюминиевых заводов превышает 40%.

Замечу, что, по оценке Русала, минимальная цена алюминия на LME, при которой его предприятия являются безубыточными, должна быть выше 2,4 тыс. долл. за 1 т, сегодня же она менее 1,9 тыс. долл. Поэтому, если основная затратная часть себестоимости выпуска алюминия диктуется естественными монополиями, постоянно повышающими тарифами, то они должны более гибко относиться к таким крупным потребителям, как алюминиевые заводы, многие из которых являются градообразующими. В принципе, федеральным властям следовало бы более внимательно относиться регулированию реального сектора экономики, включая и алюминиевую индустрию, используя различные механизмы для его поддержки. При тарифообразовании имело бы смысл гибче регулировать ставки: при росте рынка применять повышенные коэффициенты, при падающем тренде на бирже металлов - понижающие коэффициенты.

Промышленность