Он был основан в 2006 году как главный конкурент Венецианскому фестивалю. Соревнование резко обострилось в 2010 году, когда молодой киносмотр возглавил перешедший в Рим экс-директор Венецианской Мостры известный киновед и фестивальный деятель Марко Мюллер.
Если в первые годы победителей основной конкурсной программы определяло жюри из полусотни зрителей, то теперь зрительское жюри существует параллельно с главным, профессиональным. На 8-м фестивале его возглавит американский режиссер Джеймс Грэй, в состав рефери входит российский актер Алексей Гуськов, который только что сыграл роль Папы Римского Иоанна Павла II в итальянском фильме "Тайная жизнь Папы".
Формируя официальные программы фестиваля, его отборочная комиссия просмотрела 2620 фильмов из 76 стран. За престижный приз "Золотой Марк Аврелий" будут соревноваться 18 фильмов, картин из России здесь нет. Из наиболее известных участников конкурса - режиссеры Изабель Куаше (премьера фильма "Другая я"), Спайк Джонс ("Она"), Такаси Миике ("Тайный крот агент Рейджи"), Скотт Купер ("Из пекла"), Киоси Куросава ("Седьмой код"). Два фильма представила Италия - "Дай пять" Гвидо Ломбарди и "Заграничные тела" Мирко Локателли.
Во главе жюри программы "Кино-XXI", посвященной современным экспериментам в кино, - Ларри Кларк, в прошлом году получивший главный приз "Золотой Марк Аврелий" за "Девушку из Марфы". 70-летний Кларк считается одной из наиболее противоречивых личностей в кинематографе последнего полувека. Прославился в качестве фотографа, избравшего своей темой скрытую от посторонних глаз шокирующую жизнь подростков и их субкультуры - панков, любителей скейтборда, потребителей наркоты... Из этих фото составились скандальные альбомы "Совершенное детство" и "Подростковая похоть", автора обвинили в детском порно. Обвинения разгорелись с новой силой, когда в Канне был показан его дебютный фильм "Детки": в этой игровой, а фактически документальной ленте снялись реальные подростки, многих к премьере уже не было в живых. Не менее скандальную славу завоевали фильмы "Садист", "Кен Парк", "Запрещено к показу", "Троглодиты", "Невинная жестокость". Сейчас Ларри Кларк считается одним из самых выдающихся бытописателей молодежной жизни двух веков, и его выбор главой жюри программы "Кино-XXI" уже обеспечит к ней повышенный интерес. В их числе российские картины Nepal Forever - документальная комедия Алены Полуниной о командировке петербургских коммунистов к непальским братьям по идее и "Бирмингемский орнамент-2" - экспериментальная работа режиссеров-художников Андрея Сильвестрова и Юрия Лейдермана (первая часть этой киноинсталляции была представлена год назад в Венеции).
Если в 2012 году только что назначенный директором Марко Мюллер справедливо ссылался на нехватку времени для кардинальных перемен, то теперь у него был целый год, и 8-й фестиваль, по идее, должен показать его стратегию в действии. Программу этого года он характеризует как "противоречивую и шизофреничную". Первое легко объяснить позицией "между двумя стульями", характерной для Римского фестиваля: он мечется между артхаусом для узкого круга и желанием стать массовым киноаттракционом итальянской столицы. В отличие от Венецианской Мостры, куда не добирается широкая публика, Рим делает ставку на молодого зрителя и не гнушается такими кассовыми хитами, как боевик "Голодные игры", - покажет его сиквел "И вспыхнет пламя" в постановке Фрэнсиса Лоуренса. Популярное кино здесь соседствует с высоколобыми опусами наподобие экранизации драмы Ибсена "Строитель Сольнес", осуществленной оскаровским лауреатом Джонатаном Демме, - фильм участвует в программе "Кино XXI", а Демме даст мастер-класс.
Второе качество программ - "шизоидность" - стало, увы, общим местом для большинства крупных киносмотров, все более зависящих от специфических вкусов их администраций. Но ясно, что в прошлом году предпринятый Мюллером штурм и натиск имел скромные результаты: некоторые из обещанных громких мировых премьер не состоялись, другие встретили кислый прием, не порадовал и бокс-офис. Впрочем, пока раскачивается Рим, заметно сдает позиции Венеция. Так что битва титанов идет вяло и в обстановке очевидной растерянности.
Вес фестивалю должны придать внеконкурсные гала и "особые события". Среди них европейская премьера фильма "Сталинград 3D" Федора Бондарчука и мировая премьера картины Алексея Германа "Трудно быть богом" по роману братьев Стругацких - эпоса, работа над которым длилась более десяти лет. Одним из акцентов фестиваля станет посмертное чествование ушедшего в этом году мастера - творчество Алексея Германа будет отмечено наградой за выдающийся вклад в киноискусство.
Фестиваль открывается внеконкурсным фильмом Джованни Веронези "Последнее колесо в телеге" ("Пятое колесо"). Веронези - автор кассовых хитов местного кинорепертуара - таких, как трилогия "Инструкция к любви". Его картина продолжает традиции национальной комедии. Популярный актер Элио Джермано играет странника, который с другом Джиачинто (Рикки Мемфис) мотается туда-сюда по итальянскому сапогу в своем фургоне, наблюдая быт местного населения, и в целом это типично "дорожное кино" обещает представить целостную картину итальянской жизни от 70-х до наших дней.
Фестиваль проходит в гигантском комплексе Auditorium Parco della Musica, включающем несколько залов, из них самый большой - концертный зал Санта Чечилия на две тысячи зрителей. Лауреаты Римского фестиваля будут объявлены 17 ноября.