Правда, ожидается, что в IV квартале контрактные цены сохранятся на уровне 145 долл. за тонну, но это связывают не с избытком предложения, а со стремлением австралийских поставщиков вытеснить с азиатского рынка западных конкурентов.
В условиях ограниченного числа поставщиков движение цен зависит главным образом от спроса. Перспектива появления на рынке коксующегося угля новых крупных производителей - Мозамбика и Монголии - породила ожидания грядущего избытка сырья. Параллельно в Азию стал нарастать экспорт американских и канадских поставщиков, поскольку сланцевая революция в США изрядно сократила их прибыли на национальных рынках.
А что же происходит в России? Состояние рынков металлургического сырья, как известно, напрямую зависит от того, насколько велика активность на рынке стали, спад на нем и послужил главной причиной снижения цен на коксующийся уголь и, соответственно, на кокс. Еще одна причина - избыток предложения. Как следствие, контрактные цены на коксующийся уголь на российском рынке снизились в III квартале по сравнению с предыдущим на 10-15%.
Так, компания "Кузбассразрезуголь" в январе - июле отгрузила потребителям на 12,3% меньше угля, чем в 2012 г. Как сообщил технический директор компании Станислав Матва, причиной стало падение спроса и цены. Шахта "Распадская" во II квартале также снизила средневзвешенные цены реализации угольного концентрата по сравнению с I кварталом на 12% и 15% в рублевом и долларовом выражении соответственно.
Чтобы завоевать потребителя, вынуждены идти на снижение цен и коксохимики. Но удешевление продукции не может длиться бесконечно. Кроме того, нужно учитывать, что политику удешевления российским экспортерам кокса приходится проводить и по причине острой конкуренции со стороны китайских поставщиков. На российских предприятиях отрасли неблагополучная тенденция прослеживается уже сейчас. Например, в компании "Москокс" производство загружено всего на 65%, в компании "Кокс" (Кемерово) - на 85%, а на "Губахинском коксе" - лишь на 34%.
Как отмечают аналитики, следующий год обещает быть не менее тяжелым для российской черной металлургии, чем нынешний. Также многие эксперты сходятся в том, что цена на коксующийся уголь выше уровня прошлого года, скорее всего, не поднимется. А если стоимость металла по причине его перепроизводства не возрастет, а соответственно, не подорожает и сырье.
В 2014 г. в России и на мировом металлургическом рынке ожидаются жесткая конкуренция, снижение экспорта стали и потребления сырья. Уже сейчас в рамках ВТО против металлургических компаний России действуют 23 защитные меры в других странах.
Если говорить о компаниях Сибирского региона, которые понесли наименьшие потери, то и здесь не все благополучно. "Алтай-Кокс" в первом полугодии 2013-го снизил производство продукции на 10%, выручка от реализации уменьшилась на 27% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Однако загрузка мощностей алтайского коксохима по сравнению с родственными предприятиями остается на достаточно высоком уровне - более 90%.
Как показывает опыт компании, в условиях нестабильной ситуации на рынке важно иметь отработанные каналы сбыта, в данном случае их обеспечивает материнская компания НЛМК. Но в этом есть не только плюсы. В условиях слабого спроса и снижения цен вертикально интегрированные горно-металлургические компании хотя и сохраняют устойчивость, но оказываются в менее выигрышном положении, чем производители, не имеющие своих источников сырья. Полностью обеспечивая себя собственным сырьем, в условиях кризиса они теряют важное преимущество: если цены на сырье падают - вслед за ценами падает и прибыль