"Хотел бы отметить лидирующую роль, которую сыграла делегация США во главе с Джоном Керри по продвижению подходов, которые были бы приемлемы для Ирана. Считаем, что это имеет особое значение на дальнейшем этапе", - заявил по итогам женевских переговоров глава российского МИДа Сергей Лавров. Еще несколько месяцев назад любой эксперт, знакомый с процессом "перетягивания одеяла" в рамках "шестерки" международных посредников, был бы, мягко говоря, удивлен, услышав нечто подобное от министра иностранных дел России. Сегодня такой дипломатический реверанс Лаврова в сторону Керри выглядит вполне логичным.
От сменившего этим летом Махмуда Ахмадинежада на посту президента Ирана Хасана Роухани многие аналитики действительно ждали сюрпризов, новых идей и мыслей, наконец, перезагрузки по-ирански. За прошедшие три месяца ему действительно удалось пессимизм многих дипломатов сменить на оптимизм. "Мы продолжим идти в этом направлении, поскольку таким образом роль Ирана в мире и регионе будет возрастать, а мировая общественность убедится, что Иран общается с миром с позиции логики", - заявил вчера Роухани, комментируя итоги женевских консультаций. Теперь, без сомнения, настал момент, когда пора от очень важных слов переходить к реальным делам.
В Женеве, по словам Сергея Лаврова, было принято решение продолжить переговоры: "Это будут делать политдиректора. Министры согласились, это общее мнение и "шестерки", и главы МИД Ирана, что работа будет вестись на основе принципа поэтапности и взаимности". Ожидается, что следующий раунд переговоров пройдет 20 ноября. По данным различных источников, стороны пока никак не могут договориться, что за чем должно следовать в рамках детального поэтапного плана. Более конкретно - после каких действий со стороны Ирана Запад отменит свои санкции в отношении иранской экономики.
А ведь многие надеялись, что еще в прошедшую субботу в Женеве участники переговоров выйдут к журналистам и объявят об историческом прорыве. Причем, поводов для столь ярко выраженного оптимизма было сразу несколько.
Начнем с того, что первые два дня с министром иностранных дел Ирана Мохаммадом Джавадом Зарифом общались представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон плюс политдиректора от всех государств, входящих в "шестерку". Но на третий день в Женеву вдруг стала подтягиваться "тяжелая артиллерия". Сначала к дипломатическому мозговому штурму присоединился Керри. Чуть позже в Женеву прилетел и Лавров.
Если же учесть еще и тот факт, что в этой же женевской гостинице в сентябре госсекретарь США и глава российского МИДа после труднейших переговоров смогли найти общий язык по сирийскому кризису, у многих экспертов появился большой соблазн предположить, что и на этот раз тандем Лавров-Керри сможет сотворить чудо. Только уже на иранском треке.
Чуда, однако, увы, на этот раз не произошло. Тем не менее, глава российского МИДа вполне остался доволен состоявшимися переговорами. В том числе и потому, что участники встречи в итоге договорились о начале реализации плана, который именно Москва предлагала остальным участникам "шестерки" еще несколько лет назад. А именно поэтапное движение к общей цели. "Это принцип, который российская сторона довольно длительное время продвигала, и он уже окончательно взят за основу, - пояснил Лавров. - Наша конечная цель - обеспечить полное выполнение решений СБ ООН и МАГАТЭ. Не по всем деталям удалось договориться, но настрой на конструктивную работу присутствует у всех".
Оптимизм Лаврова поддержал и Керри. По словам американского дипломата, сторонам удалось "не только сократить число разногласий, но и добиться значительного прогресса". Он также надеется на то, что соглашение может быть достигнуто в течение "нескольких ближайших дней".
Впрочем, далеко не все довольны прогрессом на переговорах в Женеве. К примеру, Тель-Авив намерен лоббировать негативное решение конгресса США при рассмотрении вопроса об одобрении соглашения по иранской ядерной программе, если оно будет достигнуто. Об этом в воскресенье заявил министр экономики Израиля Нафтали Беннетт. "До того, как переговоры возобновятся, мы будем убеждать многочисленных членов американского конгресса, которым я лично буду объяснять во время своего визита в США, что это (соглашение - "РГ") угрожает безопасности Израиля", - пояснил министр.
А израильский премьер Биньямин Нетаньяху несколькими днями ранее сказал, как отрезал: "Если через 10 лет в Нью-Йорке взорвется спрятанная в чемодане атомная бомба, или же ядерная ракета поразит Рим, кто-то скажет, что это результат уступок, которые мир сделал".