С начала 2012 г. по март 2013 г. количество малых предприятий, по данным Росстата, сократилось на 3,5%, а средняя численность их работников - почти на 1 млн человек, или на 13%. Как изменить ситуацию, "РБГ" рассказал председатель попечительского совета "ОПОРЫ России" Сергей Борисов.
- Сергей Ренатович, как, на ваш взгляд, изменились условия развития малого и среднего бизнеса в стране за последний год?
- Условия развития определяются показателями деятельности и политики государства, которые можно увидеть только через показатели роста числа малых предприятий, как субъектов малого бизнеса, так и того ВВП, который этот бизнес генерирует.
К сожалению, ситуация очень неоднозначная. За последние десять лет был принят целый ряд законов, создано немало специализированных институтов. Количественно малый бизнес увеличился на 37%. Повысилась его доля в ВВП примерно до четверти всего ВВП страны. К 2020 году, как президент писал в своей программной статье, не менее 50% трудоспособного населения должны быть заняты в малом бизнесе.
Но затем в нашу жизнь вторглась тема страховых взносов. "ОПОРА России" очень громко и аргументированно высказывала серьезные опасения по поводу возможных последствий и для малого бизнеса, и для индивидуальных предпринимателей. А итогом стало сокращение - примерно на 15% - числа индивидуальных предпринимателей, особенно в далеких регионах России.
В последнее время фиксируется сокращение инвестиций малых предприятий в основной капитал. Предприниматели уже не думают о будущем и развитии - элементарно выживают. Мы не видим динамики в части диверсификации малого бизнеса. Крайне мало эффективных предприятий в производственном секторе, не создана система субконтрактации с крупным бизнесом по таким направлениям, как автопром, авиапром, машиностроение. Мы не смогли убедить крупных игроков, что их будущая конкурентоспособность зависит от того, насколько они сократят свои издержки и позволят малому и среднему бизнесу помочь им с созданием по-настоящему конкурентоспособного продукта. Да, есть некий прообраз с позитивными тенденциями в Калужской области, есть хорошие наработки в Татарстане. Есть зачатки такой политики в Ульяновской области. Но для такой большой страны, как наша, - этого, конечно, мало.
- Оборот небольших предприятий и индивидуальных предпринимателей в РФ ежегодно сокращается. С чем это связано?
- По данным Росстата, оборот малых предприятий по итогам 2012 г. сократился в номинальном выражении на 3%, т. е. в реальном выражении с учетом инфляции - почти на 10%. С начала 2012 г. по март 2013 г. количество малых предприятий, по данным Росстата, сократилось на 3,5%, а средняя численность их работников - почти на 1 млн человек, или на 13%.
Сейчас активно говорят о стагнации экономики, приближающемся кризисе, о снижении темпа роста ВВП. Логично, что в кризис государства обычно помогают бизнесу. А у нас и страховые взносы повышают, и аренду в некоторых субъектах повысили в разы, и госрегулирование стало жестче (например, бухучет ввели). Поэтому малый бизнес у нас уже в стадии стагнации.
- Много в этом году говорили и о страховых взносах!
- Страховые взносы - это системная ошибка, недостающие деньги в бюджете. Чиновники посчитали, что если мы обяжем всех платить, то платить будут. А предприниматель сказал: не могу, не в состоянии, у меня маленький оборот. Для моего села или района его хватает, чтобы быть предпринимателем. Поэтому формула: "что это за предприниматель, который не может заплатить страховые взносы в 40 тысяч рублей" - несостоятельна. Более того, она доказывает, что люди, которые это затеяли, вообще не представляют себе, что такое малый бизнес, в чем его разнообразие, отличие далекой глубинки от Москвы и Санкт-Петербурга. Всех подогнали под один стандарт. А в результате, правительство увидело реальные цифры, когда за семь месяцев сократилось около миллиона индивидуальных предпринимателей, а немногим более 350 тысяч вновь созданных смогли появиться на рынке. Баланс - почти 600 тысяч индивидуальных предпринимателей, которых мы потеряли. Еще это разочарование людей, которые ушли из бизнеса или ушли в тень, пополнив большую армию нелегального бизнеса. Социальный блок правительства говорит о 20 миллионах трудоспособных граждан, которые нигде не учтены.
Никто пока даже не попытался предложить внятную, понятную программу поэтапного вывода из этого серого небытия. Я готов согласиться с формулой восстановления статуса-кво - возврат к первоначальной ставке, а затем, для тех, кто в состоянии платить больше, имеет оборот выше 300 тысяч рублей, установить некую прогрессию.
Но пока в "ОПОРУ России" поступает много жалоб от предпринимателей, которые имеют приличный доход, но и расходы которых тоже велики. В итоге всю их прибыль "съедят" страховые платежи. Для примера, предприятие с оборотом в 5 млн рублей и расходами в 4,9 млн рублей в год имеет прибыль всего 100 тыс. Но оно должно заплатить около 70 тысяч рублей страховых взносов, а ведь еще вчера платило около 17 тысяч.
- На фоне массового закрытия ИП социальный блок правительства утверждает, что большинство снявшихся с учета мелких или средних предприятий не вели деятельность, так ли это?
- Статистика Налоговой службы говорит о том, что не сдавали отчетность порядка 65% из тех, кто закрылся. Но даже если и так, то остается еще 35%, а это уже целая армия.
Вообще, по данным исследования "ОПОРЫ России", посвященного муниципалитетам, "ленивых" предпринимателей, которые регистрировались и ничего не делали, лишь 3%, остальные работали, но в силу сложившихся обстоятельств закрылись. Пострадала в основном индустрия услуг - закрылись парикмахеры, хлебопеки, перевозчики, обувные мастера. История печальная. Нам еще только предстоит осознать, сколько территорий потеряли предпринимателей.
- Почему не заработала новая версия патентной системы налогообложения для микробизнеса?
- 90% малых предпринимателей работают на спецрежимах. Это упрощенка двух видов - 6% от оборота или 15% (разница между доходами и расходами). Около 50% всех малых предпринимателей работают на ЕНВД. Для еще большего облегчения налогового администрирования был задуман патент, который ввели с января этого года. И мы активно поддерживали внедрение патентной системы. Однако он стоит на месте, а все потому, что вошел в противоречие с теми же страховыми взносами. Патент можно брать на месяц, на квартал, на полгода, а страховые взносы надо заплатить за весь год. Согласитесь, это не логично. Плюс нельзя вычесть сумму страховых взносов из стоимости патента.
- Сейчас активно обсуждается вопрос доступа малого и среднего бизнеса к госзаказу. Какая позиция у вас по этому вопросу?
- Соответствующие законы приняты. У нас есть определенные "вилки" - от 10 до 20%. Я считаю, что законодательно мы сделали все в свое время правильно, но дело в том, что мы не научились считать: а сколько же достается малому бизнесу реально? Мы вроде бы кинули клич, а проверить, как работает, - не можем. И не найти, кто за это отвечает и в случае чего понесет наказание. Поэтому нам предстоит создать четкую базу данных тех, кто получает госзаказ, проанализировать этих игроков, кто это - баловни судьбы или аффилированные с крупными компаниями или чиновниками структуры? Надо будет очень хорошо покопаться!
Думаю, сегодняшнее развитие сферы IT, например, может нам помочь увидеть реальную картину участия малого бизнеса в госзаказе. То, что есть огромные резервы, которые могут привести этот механизм в действие, сомнений нет. Я считаю, что этим нужно заниматься, нужно брать пример с наших коллег из-за рубежа, в том числе США. Я был в Соединенных Штатах 5 лет назад, когда там провалилась программа по госзаказу для малого бизнеса. Малому бизнесу должно было отойти 23%, не справились - недобрали 1,5%. Это было ЧП. Ведь для американцев малый бизнес - священная корова, подушка безопасности, залог их развития.
- Россия уже целый год живет в условиях членства в ВТО. Эксперты подводят первые итоги. Как вы полагаете, сбылись ли их прогнозы, ожидания, как отразилось вступление в ВТО на предпринимателях?
- Это довольно инерционный процесс. Весь этот год кто-то подсчитывал выгоды, которые получит российская экономика от свободного доступа на мировые рынки, а кто-то предрекал крах целому ряду отраслей промышленности. Я думаю, что еще рано подводить итоги. Во-первых, малому бизнесу особенно бояться нечего. Возможно, пострадают сельскохозяйственные предприятия, они попадают в равные условия с теми, кто достаточно серьезно развит, имеет хорошую школу, хорошие технологии. Но этот болезненный период быстро пройдет, потому что наши люди, обладающие хорошей смекалкой, быстро увидят все преимущества новых игроков, которые приходят на наш рынок. Уверен, предприниматели очень быстро адаптируются, где-то создадут альянсы с мировыми конкурентами и, поверьте мне, достигнут большей производительности. Вот производственникам нашим, например, терять нечего, потому что их слишком мало. Наоборот, приход конкурентоспособных компаний в производство будет для нас большим благом. Государство должно организовать такую систему, чтобы зарубежные малые и средние высокотехнологичные, высокопроизводительные компании стремились на наш рынок.
- "ОПОРА России" объявила о начале работы над программой "Территория бизнеса - территория жизни". Это комплексная программа развития малого и среднего предпринимательства. Как продвигается работа сегодня?
- Мы отрабатываем отдельные зарисовки этой программы в пилотном режиме, в дискуссиях, в консультациях, в расчетах. Это долгий, кропотливый, сложный путь. Одна из основных целей в том, чтобы дать больше возможности муниципалитетам. Сделать все возможное, чтобы муниципалитеты почувствовали свою заинтересованность в развитии малого бизнеса. Пока у органов МСУ есть определенная привязанность к известным субсидиям, субвенциям, за которыми некоторые муниципалитеты с радостью бегают годами. Но "искусство" таких местных властей заключается не в управлении территорией, а в выколачивании долей и кусков от нефтегазовой ренты. И это вместо развития собственной территории за счет создания новых бизнесов, за счет политики, которая привлекла бы внешних инвесторов, в том числе малых и средних. К счастью, уже есть сотни муниципалитетов, которые находятся на правильном пути. Да, это пока малая доля от всех муниципалитетов. Путь предстоит долгий, и государство должно всячески подыгрывать этому процессу и поощрять через государственные программы: награждать грантами, стимулировать лучших муниципальных руководителей и т.д.
- Как вы полагаете, как должен решаться вопрос налоговых каникул для малого бизнеса?
- Мы множество раз обсуждали эту тему с коллегами. Убежден, что для вновь стартующих предпринимателей должны быть массовые налоговые каникулы. Многие коллеги из регионов мне говорили: хорошо, несмотря на все сложности жизни, мы все-таки выдержали, выжили, а теперь балансируем между разорением и развитием. И вдруг появляется рядом такой счастливчик, который пришел сегодня и будет заниматься тем же бизнесом. Но он без налогов, а я с налогами. В чем разница между нами? И для того, чтобы стать конкурентоспособным, я должен буду закрыть свое предприятие и открыть заново, чтобы быть соискателем этой льготы? Тоже вопрос. Нужно ли нам такое? Не уверен. Неправильно полностью не платить налоги. Можно опустить эти ставки и назвать это каникулами, подразумевая, что это и есть льготы. Условно говоря, не 15% разница между доходами и расходами для определенных категорий деятельности, а два или три процента. Согласитесь, это разница существенная.
Нужно воспитывать вкус предпринимателей быть солидарным с общим процессом пополнения казны и бюджета, решения социальных проблем страны. Наверное, не нужно защищать тех, кто работает с недвижимостью или трудится на ниве финансового сектора - нотариусов, адвокатов. Не нужно массово помогать ретейлу, рознице. Они выживут. Но у нас есть совершенно открытая ниша в производственном секторе. Давайте для них создадим условия максимального понижения ставок по налогам.
- Вы можете назвать, предположим, три основные меры, которые позволят предпринимательству без преград развиваться в этом году и в будущем? Может быть, надо сделать что-то кардинальное? Может быть, не хватает какого-то закона?
- Мешает иждивенчество. Слишком уж много пока людей, которые живут по старинке, плывут по течению. Но я уверен, что придет время, когда общество встряхнется и скажет: а вот теперь мы будем делать все возможное, чтобы раскрыть потенциал каждого. Чтобы каждый смог созидать, быть творцом своего счастья, чтобы он мог развивать свои предпринимательские способности, навыки, которые он получил на школьной или студенческой скамье, в семейном бизнесе, на предприятиях. У нас очень низкий уровень предпринимательской активности. И ее необходимо стимулировать всеми доступными способами.
Что еще важно? Я уже говорил, необходимо, чтобы муниципалитеты были заинтересованы в малом бизнесе, чтобы у нас была предсказуемая налоговая система. Для этого надо не так много - сесть за стол, три-четыре месяца обмозговать и создать современную модель предпринимательства, которая бы включала элементы выращивания динамично развивающихся компаний. Такие системы поощряют во всем мире, следят за ними, лелеют - только расти, только увеличивай число работников, хороших, высококвалифицированных работников. Вспомним про 25 миллионов новых рабочих мест. Давайте сделаем так, чтобы эти места появлялись через развитие этих предприятий. Это же не насаждение квадратно-гнездовым способом этих людей на предприятия. Новые места появляются естественно из роста самих компаний, из их потребностей.
Я бы создал такую систему, которая бы позволила следующее. Ты берешь на себя обязательства через два года увеличить вдвое число твоих работников, поскольку мы знаем, что ты купил высокотехнологичное оборудование, ты начинаешь конкурировать и рваться на зарубежные рынки, ты конкурентоспособен. Вот тебе льгота. Добейся этого, и ты эту льготу оправдаешь. Ты увеличил долю ВВП, хочешь дальше идти, расти - получай льготы еще. Порой мы боимся этих льгот. Но вспомним 2008 год, когда президент принял мудрое решение, разрешив с 15 до 5% опустить ставку по упрощенке. Тогда эта история во многих регионах сработала. Меньше стала ставка, но зато больше стали поступления в бюджет. Налоговая база выросла благодаря таким решениям.
Надо экспериментировать, нам нужно расти, а не надеяться на Фонд национального благосостояния. Может быть, надо очень аккуратно с ним действовать. Например, просубсидировать процентную ставку предприятиям, поставившим на баланс высокопроизводительное оборудование, которое точно увеличит производительность труда этих компаний. Вот таким компаниям я бы давал субсидию из бюджета. А поставив на баланс оборудование, пригласив хороших квалифицированных работников, предприятие начинает платить налог на имущество с основных средств, начинаются потоки по линии НДФЛ. И мы бы быстро эти деньги, которые занимали на время из бюджета, из любого фонда, возвращали бы в виде роста. Почему-то об этом никто не думает. Но зато мы хотим просубсидировать, профинансировать на 100 миллиардов компании с проектами выше одного миллиарда. И сколько мы таких компаний поддержим? Ответ: сто в лучшем случае.
Давайте сделаем так, чтобы наш предприниматель получал в равной степени образовательную поддержку, чтобы он мог улучшать свои знания, чтобы он понимал, что творится в сопредельных государствах, на других территориях. Давайте сделаем доступ к государственной помощи для всех, а не для избранных.
Много льгот существовало раньше. Малый бизнес получал льготы только для ИТ-предприятий. И то только сейчас, с нового года есть шанс сделать так, чтобы такие компании платили 14%-ю ставку по страховым платежам. А до этого почему-то кто-то нарисовал льготу для предприятий свыше 50 человек работающих. Абсурд. Ведь новые идеи как раз и зарождаются в микроколлективах. Именно они пытаются найти свое место в этом сложном цифровом пространстве. И их нужно было, конечно, пропускать вперед. Я бы дал льготы нашей потребкооперации, которая в далеких селах, районных центрах держит маленькие магазинчики. Они должны выживать. Нельзя заставлять людей за сотни километров за хлебом ездить.
- Сергей Ренатович, вы никогда не были сторонником тех или иных политических сил - всегда придерживались нейтралитета. Как вы думаете, в современных реалиях, сложившейся ситуации с малым бизнесом сегодня, не пора ли предпринимателям в политику?
- Скажу так, диалог с властью - это не столько дружба с ней, сколько умение договариваться. К сожалению, наши институты, в частности, судебные и правоохранительные, пока не совершенны. Поэтому предприниматель, который идет в политику, должен понимать, что под ударом может оказаться его бизнес. Но есть выход - избирать тех, кто понимает, что МСП - это важно! Ведь посмотрите, наша главная проблема сегодня не в административных барьерах, а в социальных выплатах и в дорогом доступе к финансированию. Надеюсь, проблема кредитования будет решена новым руководителем Центробанка. Сейчас важно поверить в малый бизнес, сделать ставку на возможности нашего предприимчивого населения, обучить его, и тогда мы увидим предпринимателя-созидателя, ведь ставка на нефть - это политика временщиков.
- Если смотреть глобально, что за год удалось сделать для малого и среднего предпринимательства?
- Перечислю только основные. Добились льготного порядка выкупа субъектами малого и среднего предпринимательства помещений, арендуемых у органов государственной власти и местного самоуправления, который был продлен до 1 июля 2015 года. Кроме того, созданы законодательные основы для установления льготного порядка ведения кассовых операций для малых предприятий, установлены льготные тарифы при подключении хозяйствующих субъектов к тепловым сетям. В случае если подключаемая тепловая нагрузка не превышает 0,1 Гкал/ч, плата за подключение устанавливается равной 550 рублям. Также уточнили критерии отнесения хозяйствующих субъектов к категории субъектов малого и среднего предпринимательства - снимаются ограничения на участие иностранных граждан и институтов развития в уставном капитале субъекта МСП. Введена процедура оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов ФНС России и ФТС России и отменена обязательная аттестация рабочих мест, расположенных в офисных помещениях.
Но по большому счету все это капля в море, необходимо идти дальше. Бизнесу важно, чтобы появились новые решения. И конечно, понятная и внятная стратегия развития экономики, которая будет формироваться не "в чистом поле", а с учетом самых разных факторов, прямо или косвенно на нее влияющих.
Сергей Ренатович Борисов родился 26 декабря 1953 года в г. Серпухове Московской области. Окончил Московское Высшее техническое училище им. Баумана (сейчас МГТУ им. Баумана) в 1978 г., с отличием окончил Всесоюзную Академию внешней торговли в 1991 г., курс Гарвардской школы бизнеса в 1991 г., стажировался в Оксфордском университете, кандидат экономических наук, доктор философии. С мая 1997 года по май 2005 г. - президент Московской топливной ассоциации, с февраля 1998 г. по февраль 2009 г. - президент Российского топливного союза. Президент "ОПОРЫ России" с сентября 2002 г. по ноябрь 2012 г. Председатель Попечительского совета "ОПОРЫ России" с ноября 2012 г. Заместитель председателя Правительственной комиссии по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства. Сопредседатель Общественно-консультативного совета при ФАС России.
Заместитель председателя Общественного совета при центральном аппарате ФНС. Член Правительственной комиссии по развитию жилищного строительства. Член Экспертного совета при правительстве РФ. Член Наблюдательного совета автономной организации "Агентство стратегических инициатив".
Цифры
5,61 миллиона субъектов малого и среднего предпринимательства сегодня работают в России. Из них 2 миллиона предприятий и 3,61 миллиона индивидуальных предпринимателей.
32,51 миллиарда рублей бюджетных ассигнований и 20 миллиардов рублей государственных гарантий было в 2013 году выделено на реализацию различных мероприятий поддержки малого и среднего предпринимательства из федерального бюджета.
15 процентов составит минимальная доля государственных и муниципальных закупок, размещаемых у субъектов малого предпринимательства с 2014 года.