12.11.2013 18:40
Экономика

Абхазия может стать крупнейшим в СНГ поставщиком фруктов в РФ

Текст:  Алексей Чичкин
Экспорт фруктов, а в особенности цитрусовых, из Абхазии в Россию резко вырос, сообщает Южное таможенное управление. По экспертным оценкам, Абхазия в 2014 году вполне может стать крупнейшим в СНГ поставщиком цитрусовых плодов и многих других фруктов в нашу страну.
Читать на сайте RG.RU

В настоящее время на границе оформляется, только за одни сутки, до 100 тонн абхазских цитрусовых. Растут также поставки хурмы, фейхоа, инжира, сухофруктов и так далее.
Растущий спрос на эти товары в Россию не в последнюю очередь связан с тем, что они весьма качественные и зачастую дешевле, чем аналогичная продукция из других стран экс-СССР и из ряда  стран дальнего зарубежья. При этом сельхозпродукция (сырьевая и готовая) - главная статья экспорта Абхазии (свыше 85%).

Напомним, что с начала октября по сегодняшний день из Абхазии в РФ ввезено свыше 1100 тонн овощей и фруктов. Это на 5,5% превышает показатель того же периода 2012 года.

Но такой значительный рост экспорта в нашу страну  сильно загрузил автомобильный пункт пропуска между РФ и Абхазией - вблизи города Адлер. А на конец декабря нагрузка увеличится еще в несколько раз. Когда только абхазские мандарины отгружаются в Россию в объеме свыше 600 тонн за сутки.

Развитию торговых связей способствует и  российско-абхазский режим свободной торговли, распространяемый на большинство товаров во взаимных поставках. К тому же, экономика и экспорт Абхазии всё в большей мере "тяготеют" к развитию связей с Таможенным  союзом (ТС) в целом.

Президент Международной организации кредиторов (WOC) Роберт Абдуллин пояснил "РБГ", что "к интеграционным наработкам и развитию торговли с ТС тяготеет все больше стран СНГ. Поэтому проявляется "спрос" на Таможенный союз со стороны многих стран". Что, по мнению Абдуллина, связано, в первую очередь, с тем, что "возможности, которые ТС предлагает участникам и партнерам, значительно расширяют рынки сбыта".

А, что касается транспортных вопросов, разгрузке пока единственного - причерноморского направления перевозок - будет способствовать проект реконструкции автомагистрали через Кавказские горы  -  по маршруту Черкесск-Сухум ("Военно-Сухумская дорога"). Впрочем, может также потребоваться увеличение пропускной способности основного - Адлерского пункта пропуска с Абхазией (через реку Псоу).

Как уточнил "РБГ" Андрей Арешев, эксперт Центра изучения Кавказа и Средней Азии Института Востоковедения РАН, "взаимовыгодность сотрудничества с Абхазией обусловлена и ее географией Абхазии, что впрямую влияет на ее транзитные возможности.

Прежде всего, это морские порты, и в некоторых из них могут быть созданы терминалы для вывоза на экспорт зерновых или нефтяных грузов России".

Причем, по оценке Арешева, в ближайшие годы с помощью РФ намечено завершить реконструкцию Военно-Сухумской автомагистрали (около 350 км), по короткому пути соединяющей Южный и Северокавказский федеральные округа с абхазским портами.

Реализация таких проектов "обусловлена  перегруженностью ряда  азовских и черноморских портов России. А наращивать транзит через другие страны Закавказья или Украину чревато растущими расходами".

Товары и цены ВЭД