- По гибкости образования Россия оказалась на последнем месте, что говорит о том, что современная образовательная система неспособна обеспечить бизнес качественными кадрами. Показатели уровня заработной платы в высококвалифицированных индустриях резко подскочили вверх: это означает, что заработные платы в высококвалифицированных индустриях растут намного быстрее, чем в профессиях, не требующих особых навыков. Эти факторы негативно сказываются на экономическом росте страны, - отмечает Алексей Штейнгардт, генеральный директор Hays в России.
Очень мало вузов обеспечивают студентов теми навыками, которых ждет от них рынок. Самой большой проблемой для системы профессионального и высшего образования в России является разрыв между теоретико-методологической базой и практикой. Результатом становится низкое качество или просто несоответствие реалиям самих подходов, методической и методологической базы. Пробелы присутствуют также в плане подготовки высококвалифицированного преподавательского состава, полагает Леонид Шляпников, генеральный директор "Совтрансавтоэкспедиции":
- К сожалению, сегодня отечественная система образования на транспорте и в логистике (за исключением некоторых узкоспециализированных программ) в процентном отношении готовит специалистов к работе на 50-60% от объема необходимой информации и профессиональных знаний. Всё остальное кандидатам приходится наверстывать уже на предприятии. Тем не менее логистика и транспорт - одна из самых динамично развивающихся отраслей в стране, поэтому прослеживается тенденция улучшения ситуации с выпускниками профильных вузов. Этому есть несколько причин, с одной стороны - молодые люди понимают ситуацию и активно занимаются самообразованием в процессе обучения. С другой стороны - растет процент преподавателей-практиков, строящих свои курсы на основе прикладных подходов и собственного опыта, уже сформировавшегося за последние годы.
По мнению специалистов, в России действительно качественных специалистов для отрасли готовят всего 2-3 вуза. Одним из крупнейших транспортных вузов страны является Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ). В нем обучаются свыше 118 000 студентов, аспирантов, докторантов и слушателей.
- Обучение будущих специалистов сочетается с эффективной системой организации содержательного досуга и формирования личностно-гражданских качеств, включающей участие в деятельности студенческих строительных отрядов, студенческие научные общества, участие в работе агитбригад и агитпоездов, работу клубов по интересам, студенческие конкурсы, спортивные соревнования, межвузовские мероприятия и т.д. В рамках программ международного сотрудничества значительно увеличилось число студентов, стажеров, аспирантов и преподавателей, проходящих подготовку в Германии, Франции, Великобритании, Китае и других странах, - рассказал "РБГ" первый проректор, проректор по учебной работе МИИТ, Валентин Виноградов.
В сфере транспорта сейчас наблюдается острая нехватка кадров, так для многих профессия водителя, машиниста - это "не престижно", уверена Дарья Бондарская, генеральный директор LLC "LAB JOB":
- В школах рассказывают о том, что, если школьники не будут учиться, то попадут именно в эти профессии, им изначально "вбивают" в головы, что отвечать за жизни людей - это плохо, гораздо круче руководить людьми в офисах компании. Отсюда наблюдается нехватка персонала, неправильное позиционирование данных профессий на уровне школы. Необходимо в учебные программы вводить новые предметы, которые ученики будут не прогуливать, а с удовольствием изучать. Новое поколение "У" не имеет ни мотивации, ни желания учиться, ни адаптироваться к условиям бизнеса, и это действительно проблема на рынке труда.
Крупный бизнес на конкурсной основе готов к реализации проектных программ по обучению. Есть множество успешных примеров запуска таких программ, они помогают вузу предоставить студенту образовательную услугу с уникальной направленностью на дальнейшую профессиональную деятельность, подготовить специалистов с максимальным погружением в среду и в профессиональную область. Пока же зачастую студенты выходят из вуза с теорией, без практики, или с практикой, далеко не адаптированной к российскому бизнесу. Тем не менее зарплатные амбиции выпускников необыкновенно высоки.
- Обычно работодатели недовольны соотношением уровня знаний выпускников и их зарплатных амбиций, - рассказывает Валерия Чернецова, руководитель отдела аналитики рекрутингового портала Superjob.ru. - Около 60% работодателей оценивают уровень знаний выпускников как недостаточный для их компании. Но в то же время большая часть компаний (70%) принимает на работу выпускников без опыта и обучает их. Сами выпускники жалуются на низкий уровень предлагаемых оплат и отсутствие возможности получения необходимых на практике знаний и навыков в вузе. Вузам нужно продолжать налаживать сотрудничество с профильными компаниями для того, чтобы предоставить студентам больше возможностей применять полученные знания на практике.