12.11.2013 16:20
Экономика

Развитию туризма в ЦФО помогут туристско-информационные центры

Удобная навигация по видовым и сервисным объектам привлечет в регионы дополнительные туристические потоки
Текст:  Светлана Биткина (Владимир) Дмитрий Раичев (Смоленск)
Российская газета - Экономика Центрального округа: №0 (6230)
В Москве откроют единый информационный центр для тех, кто путешествует по Подмосковью. Ответственные за проект чиновники полагают, что это будет способствовать плодотворному развитию туризма в ЦФО и пропаганде традиционных культурных ценностей России.
Читать на сайте RG.RU

Повезет - не повезет

Впрочем, в сопредельных с Московской областью регионах также отмечается повышенный интерес со стороны жителей столицы и ее гостей, что должно сыграть на руку в плане развития территорий. Так, в стратегии социально-экономического развития Калужской области отмечается, что близость Москвы, генерирующей мощный поток туристов, - один из предопределяющих факторов успешного развития туризма в регионе. В Ярославле вознамерились перетянуть из Твери поток путешественников, отправляющихся из Северной Пальмиры в Белокаменную или обратно. А тульские власти в прошлом году оплатили размещение плакатов с достопримечательностями "города оружейников" и его окрестностей на сотне столичных билбордов.

Однако тот, кому пришлось хоть раз самостоятельно разрабатывать маршрут семейного путешествия на выходные хотя бы в соседнюю область, знает, что рассчитывать может только на себя и везение. Информацию, как доехать, что посмотреть, где переночевать и поесть, придется собирать по крупицам из разных источников. И еще не факт, что она окажется достоверной и подтвердится на месте.

Специалисты отмечают: не может быть туристической привлекательности без максимальной информированности потенциального получателя услуг. А значит, чтобы сделать туризм полноценной отраслью экономики, нужно способствовать созданию логистики для гостей, которая бы помогла решить проблему выбора в огромном потоке информации.

Раскинули карты

В Смоленске к 1150-летию города была создана продуманная система туристической навигации. Для ЦФО она пока едва ли не уникальна. О ее разработке здесь задумались еще в 2009 году, с началом подготовки к юбилею, но реальное воплощение все элементы обрели лишь нынешним летом. Они, разумеется, требуют дальнейшего развития, но уже сейчас исторический центр города кажется туристам куда более дружелюбным и открытым, чем раньше.

Один из ключевых звеньев этой системы - визит-центр "Смоленский терем" на территории Центрального парка культуры и отдыха "Лопатинский сад". Его сотрудники снабдят путешественника "Мобильным гидом Смоленска", где всем основным достопримечательностям, отмеченным на карте исторического центра города, присвоен трехзначный цифровой код. Позвонив по определенному номеру с мобильного или стационарного телефона и набрав эти цифры, можно получить исчерпывающую историческую справку об интересующем объекте, не обращаясь к услугам экскурсовода. Кроме того, для гостей Смоленска приготовлены паспорта туриста - красивые именные книжечки, где предусмотрено место для фотографии и сконцентрирована вся нужная в путешествии информация о городе.

Риск заблудиться в историческом центре теперь минимален. Во-первых, повсеместно установлены двуязычные стрелки-указатели, помогающие добраться до достопримечательностей, музеев и гостиниц, во-вторых, появились информационные стенды с картой. В Смоленске выбрали пусть и недешевый, но интересный вариант реализации этой идеи. Каждый установленный стенд уникален, то есть содержит именно тот фрагмент карты города, где он установлен. На ней указано место его расположения, вокруг которого обведен круг с обозначением достопримечательностей, до которых не больше пяти минут ходьбы. Кроме того, на карте отмечены пункты обмена валют, точки беспроводного доступа в Интернет, гостиницы, кафе.

Впрочем, обо всем теперь можно позаботиться и заранее. К юбилею был разработан еще и туристско-информационный интернет-портал, где содержится масса нужной для приезжих информации с возможность забронировать номер в отеле. Кроме того, потенциальный турист может совершить виртуальное путешествие по городу, изучить интерактивную мультимедийную карту и путеводитель, познакомиться с грядущими событиями в культурной жизни.

Курс на Вязьму

- Многие вещи, которые сразу оказываются на виду и делают комфортным пребывание туристов в городе, не требуют больших затрат, - говорит начальник областного департамента по культуре и туризму Владислав Кононов. - Разработка и создание системы туристической навигации вообще не потребовала бюджетных средств. Стоимость всего проекта - от разработки внешнего вида информационных стендов и указателей до их установки - составила около трех миллионов рублей, и эти деньги были выделены областным фондом поддержки предпринимательства. Мне кажется, это очень подходящий партнер: развитие туристической инфраструктуры идет на пользу малому бизнесу - турагентствам, сувенирным лавкам, предприятиям общепита и сервиса.

Специалисты отмечают: не может быть туристической привлекательности без информированности потенциального получателя услуг

К юбилею в Смоленске было установлено 20 информационных стендов и 40 указателей. Разработкой их дизайна и содержания занималось местное рекламное агентство с учетом рекомендаций Ростуризма. Правда, по словам Владислава Кононова, пришлось пренебречь нормами картографии, которая, в частности, не позволяет "зеркалить" карты. Здесь это было вынужденной мерой: информационные стенды двусторонние (с одной стороны содержится информация на русском языке, с противоположной - на английском), и карты, конечно, нужно было расположить не в соответствии со сторонами света, а так, чтобы туристу было удобно ориентироваться.

В будущем году развитие системы туристической навигации продолжится: информационные стенды и указатели появятся за пределами исторического центра Смоленска, где также хватает достопримечательностей. Между тем опыт создания системы туристической навигации, вероятно, будет использован в других исторических городах Смоленской области - в первую очередь, Вязьме. Впрочем, он не помешал бы и другим регионам.

И местным не найти

Во Владимирской области, славящейся своими достопримечательностями, туристический информационный центр администрация учредила еще в 2005 году. Находится он в центре областной столицы, но найти его непросто даже местному жителю, не говоря уж о приезжих. Из опознавательных знаков - лишь скромная вывеска на задворках здания областного казначейства.

Может, столь нужная структура сосредоточила усилия по продвижению региона в Сети? Однако официальный туристический портал региона поражает скудной информацией.

- Структуры, которые, казалось бы, заинтересованы в размещении на сайте, не особенно идут на контакт - за это нужно платить, - поясняет руководитель центра Геннадий Шеин. - Приходится уговаривать тех же туроператоров.

Побывав в Европе, наши граждане приходят в восторг от тамошнего информационного сервиса. Взять небольшой курорт Карловы Вары в Чехии. В людных местах установлены говорящие панели с картой города. Нажав соответствующие кнопки, можно узнать, где расположены музеи, лечебницы, отели, пешеходные тропы в горах, причем все это - на родном языке.

По словам руководителя владимирского областного инфоцентра, в планах - размещение во Владимире терминалов, где туристы смогут получить всю информацию и создание "виртуального гида", который путешественники будут скачивать за небольшую плату. Чиновники понимают: будущее - за медиапространством. Все технологически выполнимо. Но когда?

За свой счет

Чтобы раскинуть по городу терминалы, нужны ресурсы. Из Тольятти предлагали электронный гид за полтора миллиона рублей, и, по словам Геннадия Шеина, вряд ли это окончательная цена. А еще нужно заплатить за аренду участков, за обслуживание... Самая большая проблема центра - финансы. Средства на то, чтобы предоставить туристам максимум бесплатной информации, нужно заработать. Дело в том, что учреждая восемь лет назад свое детище, областные власти не предусмотрели его финансирование из бюджета. Даже за пользование помещением центр платит из своих доходов на общих основаниях, без льгот и скидок.

- В других областях туристические информационные центры получают средства и государственные задания, - признает начальник отдела развития туризма администрации Владимирской области Владимир Панов. - В уставе нашего центра бюджетное финансирование не предусмотрено. Но его сотрудники большие энтузиасты и достойны уважения. Мы пытаемся им помочь, создать филиалы информационного центра, но в муниципалитетах нет денег.

Сегодня власти региона пытаются внедрить систему навигации и ориентирующей информации для туристов, разработанную Минкультом РФ и соответствующую международным стандартам. Она призвана обеспечить наглядное и единообразное обозначение мест и объектов, водящих в программу как группового, так и индивидуального туризма с помощью пиктограмм, знаков и указателей. Сколько таких знаков и на какую сумму придется их изготовить и разместить, пока не известно.

Комфорт без обмана

По другому пути идет администрация Владимира. В день туризма, 27 сентября, на одном из самых бойких мест был официально открыт городской туристический информационный центр. На его обустройство из бюджета было выделено более 400 тысяч рублей.

Инфоцентр - структура муниципальная и входит в состав "Центра культуры и искусства на Соборной". В городе уже установлены 11 табличек, указывающих место его расположения. Есть и сайт, на котором можно забронировать гостиницу, найти информацию о ресторанах, магазинах, музеях, банках, такси, познакомиться с историей древнего города.

- Влезать в турпотоки не будем, клиентов возить никуда не собираемся, информация - главная цель сайта, - заявляет руководитель центра Сергей Колесников. - Ставим задачу бесплатно дать полную, независимую и объективную информацию туристам через сайт, по телефону круглосуточно и в индивидуальном порядке с 9 до 19 часов. Особый упор - на Интернет.

Турист, по словам Сергея Колесникова, должен знать, например, когда в Успенском соборе технический перерыв, а когда - туристические часы, во время которых за посещение памятника придется платить. Есть нюансы по ресторанам и кафе. Везде написано, что обед - от 100 до 150 рублей. А реально поесть в таком кафе можно за 250-300 рублей. О номере за 2500 рублей в трехзвездочной гостинице нигде не написано, что его площадь 14 квадратных метров. Хотя стандарт на три звезды - от 17 "квадратов".

- Когда человек получает ожидаемый комфорт, он уезжает довольный и привлекает к нам еще 10 человек. И эффективнее этого метода нет, - уверен руководитель центра.

Код ученый

В планах владимирского городского центра - открытие четырех информационных павильонов на въезде со стороны Суздаля, Нижнего Новгорода, Мурома и Москвы. Из павильона будет установлена прямая связь с центральным офисом. Купив пластиковую карту, здесь можно будет получить дополнительную информацию. При условии обеспеченности технологиями по международным стандартам не за горами и выход на международный информационный туристический портал.

Пример креативного подхода к туристической навигации чиновникам недавно подали предприниматели. Во Владимире на пяти памятниках истории и культуры появились таблички с японским матричным QR-кодом, позволяющие мгновенно получить историческую информацию об объекте.

Под проект создан специальный сайт "Владимир на ладони", который открывается при наведении на код смартфона или планшета, оснащенного специальной программой. На сайте имеется историческая информация по каждому из объектов, которую подобрали специалисты Госинспекции.

Туризм Владимир Смоленск Центральная Россия