12.11.2013 00:40
Экономика

Эксперт: Конфликты с сотрудником должны решиться внутри компании

Текст:  Ирина Голова
Российская Бизнес-газета - Карьера и менеджмент: №44 (922)
Сократить число трудовых конфликтов и судебных тяжб можно за счет урегулирования разногласий между работником и работодателем внутри самой организации. К такому выводу пришли участники заседания Экспертного клуба Роструда.
Читать на сайте RG.RU

Работодатели довольно часто нарушают права сотрудников. Данные Роструда говорят о том, что 76% проверок в компаниях заканчиваются выдачей предписания в отношении работодателя. При этом сами сотрудники слишком редко становятся инициаторами привлечения компании к ответственности. "Проведенные опросы ВЦИОМ показывают, что только 28% опрошенных пытались решить свои проблемы путем обращения в государственные органы", - рассказала и.о. замглавы Роструда Елена Сулягина. Остальные считают жалобы в контролирующие инстанции потерей времени и сил. Так, за 2012 год за консультацией по трудовым вопросам в госинспекцию труда обратились 396 432 человека. За первое полугодие 2013 года - 192 744 человека. "Сопоставьте эти цифры с населением РФ, количеством работающих граждан страны и вы получите крайне незначительную цифру", - поясняет Елена Сулягина.

При этом в большинстве своем за помощью обращаются именно работники. Работодатели редко пользуются возможностью получить консультацию специалистов Роструда. В 2012 г. таких было 55 361, в 2013-м - 33 122 организации. В основном работодатели прибегают к консультациям Роструда.

Незаинтересованность как сотрудников, так и работодателей в решении конфликтов законным путем во многом объясняется правовым нигилизмом обеих сторон спора. И даже смена поколений и развитие технологий не привело к изменению ситуации. Старший юрист "М.Видео" Ольга Егоркина говорит, что сегодня приходится иметь дело с новым типом сотрудников. Это молодые люди, которые много времени проводят в Интернете. Они черпают в глобальной Сети информацию о трудовых нормах. Это хорошо, так как они проявляют интерес к правовой стороне трудовых вопросов. Но интерпретация ТК у тех, кто дает советы в Интернете, не всегда компетентная. Поэтому нередко понимание сотрудниками своих прав ошибочно. Другая проблема в том, что молодое поколение работников сосредоточено на изучении своих прав и совершенно не интересуется обязанностями. Что сильно осложняет работу и урегулирование споров.

Самообразование сотрудников не приносит положительных результатов. А вот практика юридических консультаций по правовым вопросам, напротив, работает на снижение числа конфликтов сотрудников с работодателями весьма успешно. Ольга Егоркина говорит: "Мы пропагандируем идею, что каждый сотрудник независимо от статуса имеет право и реальную возможность получить правовую консультацию по любому трудовому вопросу. У нас запущена "горячая линия", на которую может обратиться сотрудник анонимно или назвав свое имя. Большая компания, которая находится в правовом поле, может позволить себе такой шаг - ставить в приоритет обеспечение справедливости для всех категорий сотрудников. Это реально работает и позволяет нам эффективно решать назревающие конфликты на начальной стадии и предотвращать возможные обращения в суды. Время, которое тратится на конфликт, - это упущенные часы работы и деньги. Поэтому юридические консультации в компании позволяют экономить ресурсы".

Сегодня практика юридических консультаций распространена во многих крупных компаниях. Она позволяет напрямую от сотрудников узнавать о нарушениях трудового права на местах. Но работает этот механизм только при одном условии. Если юристы дают консультации без оглядки на то, что они наняты работодателем. То есть их советы должны быть непредвзятыми. В противном случае сотрудник все-таки вынесет конфликт за пределы организации, к примеру, решит отстаивать свои интересы в суде. "Сотрудник должен знать, что если он позвонил на "горячую линию", его обращение будет рассмотрено обязательно. И если есть вина руководителя, к нему будут приняты меры", - поясняет Егоркина.

Второе направление работы над урегулированием конфликтов внутри компаний - это обучение руководителей. "В нашей организации руководители - это молодые люди, которые, когда занимают свою должность, не всегда хорошо разбираются в правовых вопросах и урегулировании конфликтов. Мы пришли к тому, что нужно работать с руководителями и обучать их, как работать с конфликтами и не допускать их возникновения", - считает Егоркина. Однако проблема в том, что такие меры разрешения конфликтов с сотрудниками могут позволить себе крупные компании. Представители малого и среднего бизнеса лишены этой возможности, так как юридическая поддержка на рабочем месте для них обойдется слишком дорого, а создание профсоюза и вовсе невозможно.

"Трудовое законодательство сегодня не позволяет создавать профсоюзные организации в малом и среднем бизнесе. Потому что оно требует заключения коллективного договора, наличия в компании первичной организации профсоюза. А для этого нужно, чтобы в фирме было, по крайней мере, три члена профсоюза. Мы говорим о том, что нужно вносить изменения в ТК, объединять несколько предприятий для создания профсоюза", - сообщил член совета Конфедерации труда России Игорь Ковальчук.

Решать трудовые конфликты было бы намного проще, если бы их возникновение можно было бы объяснить простым незнанием сотрудниками своих прав. Но все несколько сложнее. Работники часто сами соглашаются работать на условиях, нарушающих их права, получать "серую" зарплату, трудиться без соблюдения условий труда. Много тех, кто идет на такой шаг сознательно, ради выживания и получения денег. Руководитель исследовательских проектов Национального агентства финансовых исследований Ирина Лобанова рассказывает: "Согласно исследованиям, официальный характер работы в 2012 году был важен только 12% опрошенных, в 2013 году этот показатель вырос до 16%. Это катастрофически низкие цифры. При этом 27% сказали, что если они прямо сейчас потеряют работу, то готовы уйти на неофициальные трудовые взаимоотношения без оформления и переводов, просто чтобы не утратить свою материальную базу".

Важно привить сотрудникам интерес к защите своих прав и изучению трудовых норм, так как многие предпочитают не отстаивать своих интересов просто потому, что это сложно. "По нашим данным, 47% людей хотели бы знать, куда обратиться за защитой своих прав. И 32% хотели бы знать, на что обратить внимание при заключении трудового договора. Но при этом только 9% в результате знают эту информацию", - говорит Ирина Лобанова.

Работа