Прежний список книг для школы составлялся именно по такому принципу. Отдельно в нем выделялись учебники для специальных и коррекционных школ. Теперь в перечне "допущенных" не будет, а все учебники поделят на три большие группы: для обязательной части программы, для той части программы, которую составляют сами учебные заведения, и книги, которые учитывают этнокультурные и региональные особенности.
Меняется порядок экспертизы учебников. Раньше они проходили сито двух академий - РАН и РАО. И хотя, претензий к проверяющим было много, по словам ректора МГУ Виктора Садовничего, комиссия по школьным учебникам РАН отвергала каждый второй учебник.
- В дореволюционной России был выдающийся математик Пафнутий Чебышев, который допускал в школу лишь каждый десятый учебник. Если бы мы так же строго отбирали книги и пособия, то уровень знаний в школе был бы выше, - уверен Виктор Садовничий. А еще ректор знает точно, что в двух сотнях учебниках, которые были написаны для школы профессорами МГУ, ошибок нет. За остальные не ручается.
До Пафнутия Чебышева нам еще далеко, но по новым правилам учебники должны быть одобрены Научно-методическим советом при минобрнауки и пройти несколько экспертиз: научную, педагогическую, общественную, этнокультурную и региональную.
Научная экспертиза покажет, есть ли в книге ключевые понятия, факты, новые научные сведения. Педагогическая экспертиза проверит, соответствует ли содержание учебников стандартам и каким языком они написаны. Текст должен "соответствовать нормам современного русского языка, а язык изложения понятен возрастной группе, для которой предназначен учебник".
Так что есть надежда, что в новый перечень не попадут книги, где во втором классе от учеников требуется выучить определения космоса, особенности дерново-подзолистых почв и климатических зон Африки. Спрашивается, зачем им Африка, если они еще толком не знают, где текут Волга с Окой?
Еще пример: в учебнике для третьего класса упоминается о среднегодовой норме осадков. А как объяснить ребенку, что это такое? В школе среднее арифметическое проходят гораздо позже. Может быть, таких недоразумений в учебниках станет меньше?
Каждую экспертизу теперь будут проводить не менее трех экспертов. Кроме того, они дадут расписку о том, что у них нет никакой личной заинтересованности в том или ином учебнике. Это обязательство - не пустая формальность. Не секрет, что некоторые члены экспертных комиссий были заинтересованы в том, чтобы какой-то учебник вошел или, наоборот, не вошел в перечень. Интерес, как правило, объяснялся тем, что кто-то из экспертов был соавтором учебника или лоббировал интересы издательства. В итоге получалось, что хорошие и добротные пособия не входили в очередной перечень. Такая история, например, приключилась несколько лет назад с учебником физики Валерия Касьянова, который школьные учителя очень уважают.
Еще одно важное условие: в новый перечень попадут только те учебники, которые написаны для нескольких классов сразу, имеют электронное приложение и методическую книгу для учителя. С 1 января 2015 года электронные учебники станут считаться самостоятельными книгами.
Если раньше исключить плохой учебник из перечня было невозможно, то сейчас Научно-методический совет может выбросить некачественный учебник из перечня.
У кошки Мурки родились щенята: один черненький и два беленьких. Сколько щенят у Мурки?
У нескольких столов 12 ножек. Сколько всего столов в комнате?
Подберите антоним к слову "слезы".
"Географическая карта - модель земной поверхности"
(Модель земной поверхности - глобус).
В учебнике ОБЖ спрашивается, почему волку удалось проникнуть к козлятам в дом? Школьникам нужно выбрать верный вариант ответа, среди которых "дверь была недостаточно железной". В другом учебнике по ОБЖ автор советует в случае опасности хватать стол и наносить противнику "тычковые удары ножками стола" или "махать им вправо и влево, расчищая путь к выходу".
Совет из учебника по "Физической культуре" для 10-11 классов: "Косметологи для улучшения внешнего вида ног советуют протирать волосяной покров голеней и бедер кисточкой или ватным тампоном".
Наталья Нечаева, научный руководитель Федерального научно-методического центра им. Л.В. Занкова, автор учебников по русскому языку:
- Меня немного смущает то, что экспертиза будет заочной: мы присылаем текст, эксперты его рассматривают, если что-то не так, учебник просто снимается с экспертизы. А все претензии авторы будут предъявлять через суд... Получается, что из экспертизы учебников окончательно уходит живое обсуждение. Между тем оно необходимо. В прежние времена обсуждение будущего учебника проходило прямо при авторе. И в разговоре, общении сразу снималось много замечаний. Еще меня, как автора учебников, беспокоит, кто будет принимать участие в общественном обсуждении. Было бы странно, если бы научные достижения в области медицины оценивала общественность, а вот в педагогике такое почему-то возможно. Боюсь, появятся такие отзывы: "А нас так не учили! Зачем нам такие книги, давайте вернем старые!" Ну не могут сейчас книжки быть такими же, как 20-30-40 лет назад. А вот то, что в перечень будут входить линейки учебников - правильное требование. Хотя надо подумать о том, чтобы ученики старших профильных классов могли заниматься и по отдельным учебникам. Например, почему в курсе русского языка не может быть отдельного учебника стилистики? Кстати, такие книги есть, но не знаю, войдут ли они в новый перечень.
Людмила Петерсон, доктор педагогических наук, директор Центра системно-деятельностной педагогики "Школа 2000...", автор учебников математики:
- Проблема - в качестве предложенных критериев для экспертизы, многие из которых страдают неопределенностью, субъективностью, а иногда и невыполнимостью. Например, в любой линейке учебников, а это примерно 1000 - 1500 страниц, всегда можно найти хотя бы одну опечатку. Поэтому требование "в учебнике отсутствуют ошибки, опечатки", по сути, невыполнимо. Этому критерию не соответствуют полностью в том числе и учебники, выдержавшие десятки переизданий. Получается, что "опечатка" может привести к отрицательному экспертному заключению. Если учебник популярный и результативный, то таким заключением будет сломана система работы тысяч школ. Этот же критерий можно изложить иначе, например, "в учебнике отсутствуют систематически допускаемые ошибки и опечатки". Хорошо бы дождаться результатов предыдущей экспертизы - ведь три года назад при принятии новых стандартов для школы все учебники прошли экспертизу и РАО, и РАН, но результатов работы по ним пока нет.
Скоро в школах может появиться новый учебник по ОБЖ, который по заказу МЧС взялся писать известный поэт и драматург Григорий Остер. Первую книгу в жанре школьных заданий Остер написал в 1992 году. Она называлась "Противные задачи". Эта книга пародий на школьные задачки предназначалась не детям, а родителям и высмеивала архаичное содержание школьных учебников. В том же 1992 году у Остера вышло "Ненаглядное пособие по математике". Оно, в отличие от "Противных задачек", даже вошло в перечень рекомендованных минобразованием. Как написал в предисловии Григорий Остер, это "задачи эти как раз для тех, кто математику не любит, привычно считает решение задач тоскливым и нудным трудом". Потом появился такой же задачник по физике.
Математика с Бабой-ягой и Кощеем Бессмертным гораздо интереснее, чем с землекопами, овощебазами и колхозами.
Если в классических учебниках по математике для начальной школы полно задачек про рабочих, продавцов, пионеров и перевыполнение плана, то у Остера главные герои - Кощей, Баба Яга, пираты, Вовочка, младенец Кузя, Мряка, Пусик, печальный дядя Боря. Как рассказала "РГ" заместитель руководителя аппарата Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Ирина Россиус, в учебнике в доступной для детей форме, простым языком будут даваться житейские советы. "ОБЖ в начальной школе нет, и нам хотелось бы, чтобы книгу использовали учителя на уроках окружающего мира и родители, - подчеркнула Ирина Россиус. - Пока непонятно, кто будет иллюстрировать учебник, но картинки в нем будут обязательно. Может быть, иллюстрировать возьмется сам автор. Сейчас идут переговоры с Григорием Бенционовичем, надеемся, что книга может появиться в 2014 году".
- Как без всяких весов убедиться, что массы близнецов-братьев Мити и Вити одинаковы?
Ответ: Пусть братья с одинаковой скоростью помчатся по школьному коридору навстречу друг другу. Потом надо измерить веревочкой, на одинаковое ли расстояние отлетели братья от точки столкновения лбами. Если да, то близнецы. Если нет, значит, одного из братьев в роддоме подменили.
- Коля ловил девчонок, окунал их в лужу и старательно измерял глубину погружения каждой девчонки, а Толя только стоял рядышком и смотрел, как девчонки барахтаются. Чем отличаются Колины действия от Толиных и как такие действия называют физики?
Ответ: И физики, и химики назовут Колины и Толины действия хулиганством и надают по шее обоим. Но надо признать, что с точки зрения бесстрастной науки Толя производил наблюдения, а Коля ставил опыты.