13.11.2013 00:01
Культура

Лев Додин: Пророческие слова Гроссмана никто не услышал

Межнациональные проблемы на фестивале-марафоне в Малом драматическом театре Льва Додина
Текст:  Ирина Корнеева (Санкт-Петербург)
Российская газета - Федеральный выпуск: №255 (6231)
Пробелов в истории стало меньше, а неравнодушных к чужой беде людей - очевидно больше. После открытия фестиваля-марафона по современной национальной драматургии "Мы и Они = Мы" в Малом драматическом театре, в Петербург ко Льву Додину на театрально-политическую дискуссию прибыли драматурги, литераторы, философы, общественные деятели из Берлина, Парижа, Варшавы, Брюсселя и Москвы. Восемь постановок по эмоциональному накалу вылились в один трехдневный спектакль. После которого кулуарные шутки - "влюбленным можешь ты не быть, но толерантным быть обязан" - казались уже не просто шутками...
Читать на сайте RG.RU

Рассказывает Лев Додин, художественный руководитель санкт-петербургского Малого драматического театра:

- Суть происходящего не совсем для нашего театра привычна. Где-то год-два назад мы решили, что остро стоит, а сегодня, я бы даже сказал, очень мощно прорвался после Бирюлево и всяких законотворческих инициатив, вопрос того, чем болен сегодня мир, вопрос национализма, вопрос разделения на "мы" и "они". Для всех - кто-то мы, а кто-то - другие. Гроссман в спектакле "Жизнь и судьба", который мы играем на протяжении шести лет, говорит, что в ХХ веке национализм стал душой эпохи и главной силой ХХ века... Это пророческое заявление никто не услышал, тем более, что книгу тридцать лет не печатали в России. Ее и в Европе не услышали, поэтому сегодня книга Гроссмана становится все большим событием в Европе. Ощущение, что Гроссман, как всякий большой писатель, был не только глубокий исследователь своей эпохи, но и пророк: национализм все больше становится душой и XXI века. Нам хотелось попробовать в этом разобраться, услышать разные точки зрения и узнать кое-что из истории. В течение года мы выбирали, репетировали и играли на малой сцене семь текстов авторов разных государств. В программе - Россия, Эстония, Польша, Венгрия, Казахстан, Бельгия. Это все не переведенные раньше тексты, многие из авторов - очень известные в своих странах, совсем неизвестные у нас. Есть крупные писатели, такие, как Софи Оксанен, - одна из крупнейших сегодня в мире, но не очень знаменитая в России. Факты, о которых они говорят, тоже не слишком для нас известны. Единого учебника истории, к счастью или к несчастью, еще не написано.

Мы решили сделать семь эскизов спектаклей. Но это не модная сегодня во всем мире читка текстов. Это полноценные режиссерские и актерские высказывания; попытка театра, артистов и режиссеров предъявить смысл: что пытается сказать тот или другой национальный автор, говоря о своей, вроде бы своей национальной трагедии, которая часто оборачивается общенациональной. Мы не отвечаем ни за одну частную точку зрения. Мы предлагаем обзор. Я благодарен всем, кто согласился провести двадцать с лишним часов в театре в течение трех суток, чтобы посмотреть все семь точек зрения и еще поэтический постскриптум трех великих авторов ХХ века - Нобелевских лауреатов Чеслава Милоша, Виславы Шимборской и Иосифа Бродского.

Это не вполне театр, и я не обещал больших удовольствий и радостей. Это скорее приглашение к попытке совместной душевной познавательной работы. Кому-то что-то может не понравиться, но зрителей я просил - потерпите до следующего эскиза - это и есть то, чего нам всем не хватает: терпения и способности услышать и другую точку зрения. Возможно, будет немножко больно и горько. Если фокус не удастся, то ничего особенного не будет. С одной стороны, театр создан для того, чтобы в нем было больно, с другой стороны - мы привыкли к театру, у которого ничего не болит. Поэтому и то, и другое не страшно...

Справка "РГ"

Автор идеи Лев Додин задействовал практически всю труппу МДТ. Для восьми спектаклей (в театре их скромно назвали "эскизами") литературным куратором Игорем Евсеевым было прочитано 749 современных пьес.

Репетиции шли 338 дней, на телефонные разговоры с авторами из шести стран ушло 19 часов. За 580 минут действия тридцатью пятью артистами произнесено 96 355 слов - цифры завораживают.

Драматический театр Санкт-Петербург Северо-Запад