14.11.2013 00:20
Общество

Русский испанец вернулся домой, чтобы отслужить

Русский испанец вернулся домой, чтобы отслужить
Текст:  Валентина Пичурина
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №257 (6233)
Ровно половину своей жизни курганец Кирилл Суриков прожил в Испании. Оказался там, когда ему было 11 лет. Сейчас - 21. Месяц назад Кирилл вернулся в Курган и поразил родственников и друзей: "Хочу служить в армии!".
Читать на сайте RG.RU

Велели паспорт показать

По официальным данным, на 1 октября 2013 года в Кургане состоит на учете 275 "уклонистов", львиная доля которых - от 23 лет и старше. Правда, горвоенком подполковник Сергей Васильев называет их "уклонистами" с осторожностью: уклоняются не от службы в армии, а от получения повесток. Парней невозможно застать по месту регистрации, потому что большинство живет в других регионах. Несмотря на то, что с каждым годом "бегунков" все меньше, факт остается фактом: далеко не все рвутся встать под ружье. Немало таких, кто придумывает всевозможные болячки, чтобы "откосить". А тут парень специально приезжает из Европы, чтобы выполнить долг перед Родиной! Военком признался: за время его службы в военкомате с 1999 года - первый такой случай.

В военном билете появится отметка об "откосе" от призыва

- В двадцатых числах октября ко мне на прием пришли молодой человек и пожилой мужчина, его дед, - рассказал подполковник Васильев. - Парень сообщил, что его зовут Кирилл Суриков, он приехал из Испании и хочет служить в армии. Я попросил документы. "А у меня ничего нет", - развел руками "испанец". Выяснилось, что Кирилл уехал в Испанию по загранпаспорту, а российского не имеет. Поскольку за рубеж его увезли еще ребенком, то, естественно, на воинском учете он не состоял. Посоветовал для начала оформить российский паспорт, а с ним - опять к нам.

В УФМС внук с дедом попросили оформить паспорт в ускоренном порядке: парень боялся пропустить осенний призыв.

- Как правило, при подобных обстоятельствах мы выдаем паспорта в течение двух месяцев, но здесь был особый случай, - пояснила инспектор УФМС Анна Кунтарева. - Оформили за три недели. И 5 ноября Кириллу Сурикову в торжественной обстановке вручили паспорт гражданина РФ.

Он снова пошел в военкомат, там его поставили на воинский учет, рассказали, какие документы собрать, какие перевести с испанского. Все исполнил, как положено, и на днях прошел медкомиссию: "Годен".

Как стать солдатской матерью?

Для его матери Ольги Суриковой это решение стало сюрпризом, от которого она до сих пор не может отойти.

Ольга уехала в Испанию на ПМЖ в 2001 году. До этого работала в школе учителем математики. В то время, рассказывает, в России было трудно, учителям платили мало. К тому же одна воспитывала ребенка. Знакомые из Испании пригласили к ним. Поехала, планировала немного подзаработать и вернуться обратно, да так и осталась. Через 1,5 года забрала в Испанию и сына.

В принципе Ольга не против службы. Но Кирилл, по ее мнению, совершенно не приспособлен к жизни в России, не знает ее реалий, а уж тем более - особенностей российской армии.

- В Испании жизнь немного другая, дети там не обременены особыми заботами, находятся в расслабленном состоянии, - рассказывает Ольга. - Благодаря обеспеченным родителям им не надо зарабатывать на кусок хлеба, как некоторым сверстникам в России. У молодежи стало модным "искать себя": сначала выберут одну профессию, не понравилась - другую. Я уверена, что Кирилл - тоже на этой волне: ищет себя. Только не могу понять: почему в армии? После школы он получил образование веб-дизайнера, изучает информатику, есть перспектива карьерного роста...

Впрочем, когда она начинает анализировать решение сына, приходит к выводу: зрело давно. Еще в детстве, до отъезда в Испанию, он любил смотреть документальные фильмы, сериалы про спецназ и десант. Мать на это тогда не обращала никакого внимания: все мальчишки в детстве этим "болеют". Оказалось, все серьезнее.

Влияние на сына, уверена мать, оказали еще его друзья детства и дед. В прошлом году вместе с Кириллом впервые за 10 лет она приехала в Курган на Новый год. Сын встретился с товарищами, с которыми переписывался в Интернете. Один из них к тому времени уже отслужил и много рассказывал Кириллу об армии. К тому же отец Ольги Суриковой, железнодорожник Борис Дерягин, постоянно внушал внуку: служить почетно.

- Сын знал, что со мной бесполезно разговаривать на эту тему, потому все сам заранее спланировал и подготовил, - вздыхает Ольга. - Когда в России объявили призыв, поставил меня перед фактом: уезжаю! Что я могла сделать? Он - взрослый человек, вправе принимать самостоятельные решения. Хочется ему испытать и проверить себя - пусть!

Ольга уже навела справки, что, когда сын прибудет к месту службы, с ним можно будет общаться по телефону, раз в неделю можно звонить командиру части, можно приезжать, и что солдатские матери - это реальная сила. Мать надеется, что после армии сын вернется в Испанию. Сам он пока не загадывает, где будет жить и что делать после армии. Для начала, говорит, надо отслужить.

Спасибо деду

С Кириллом мы познакомились, когда он проходил медобследование. Пока призывника осматривали врачи, беседовали с дедом, который подвозит внука то в больницу, то в военкомат. В момент нашей встречи его "жигуленок" остановился возле психдиспансера.

- Кирюша уехал из Кургана после 4-го класса, город почти не знает, - словно оправдываясь, говорит Борис Дерягин. - Перед тем, как приехать в Курган, позвонил из Мадрида: "Дед, хочу в армию". Я поддержал: правильный, мужской поступок! Ты, говорю, родился в России, надо послужить Отечеству. Я сам служил в ракетных войсках, убежден, что каждый здоровый парень должен пройти армию. А Кирилл волновался и все спрашивал: "Ты мне поможешь, дед?" Я обещал.

Он - обыкновенный парень, каких сотни в Кургане: в джинсах, куртке, шапочке. Был явно смущен моим вниманием и не понимал, что интересного в его выборе?

- Все мои друзья в России служили, за исключением тех, кто не прошел по здоровью, - рассказывает Кирилл. - Я - здоров и годен для службы, значит, должен служить. Хотел, правда, в ВДВ, спецназ или морскую пехоту, но не прошел. Буду служить в сухопутных войсках. Сухопутные, так сухопутные. Думаю, мои сверстники в Испании могут мне позавидовать. Там попасть в армию очень сложно. Служба - по контракту, конкурс огромный, требования к здоровью и физподготовке очень высокие, а главное, должно быть гражданство Испании, которого я не имею.

Он поделился, что дед уже приучает его к армейской дисциплине и порядку: "чтоб все было тютелька в тютельку".

- Друзья предупредили, что первое время в армии я постоянно буду хотеть кушать, потому что там другая пища и распорядок, - продолжает Кирилл. - При моих 185 сантиметрах мне, наверное, будет непросто это преодолеть. Зато потом, говорят, все войдет в норму, и я начну поправляться.

Он еще не знает, в какой точке страны будет служить. Об этом сообщат только на областном сборном пункте. Предварительно отправка назначена на 24 ноября. Кирилл станет одним из 330 армейских новобранцев из Кургана.

Образ жизни