Татьяна Алексеевна, миллионы людей волнует прежде всего социальная часть бюджета. Если у семьи падают доходы, то хозяйка либо перераспределяет расходы, либо сокращает их, иногда делает и то и другое. Кто реально должен приготовиться к затягиванию поясов?
Татьяна Голикова: Что касается социальных расходов, той части бюджетных средств, которая выплачивается прямо на руки населению - пенсий, пособий, то здесь беспокоиться в 2014 году не о чем. Эти расходы по законодательству на 100 процентов обеспечиваются в бюджете и финансируются при любых обстоятельствах. Даже если возникает ситуация, при которой, скажем, вдруг увеличивается контингент получателей, у правительства есть право продолжать их финансировать с последующим внесением изменений в закон о бюджете.
Эти выплаты бюджет 2014 года обеспечивает полностью. Причем не только обеспечивает, но и индексирует в соответствии с уровнем инфляции, который зафиксирован в прогнозе и в первой статье закона о бюджете.
Бюджет 2014 года принято называть достаточно жестким по параметрам. Но мы забыли, какие у нас на самом деле были жесткие бюджеты еще недавно. Их расходная часть была намного жестче. Можно было бы, наверное, с вами согласиться относительно того, что когда в семье сложно с доходами, то начинаются экономия и перераспределение. У нас экономия и перераспределение начинаются не всегда от плохой жизни. А в том числе от не очень эффективного управления ресурсами.
Эксперты говорят, что бюджет на 2014 год весьма рискован в отношении доходной части, что, возможно, этих доходов будет недостаточно, придется залезать в Резервный фонд, пугают секвестром статей расходов. Как вы относитесь к этим опасениям?
Татьяна Голикова: Действительно, по доходам и по источникам финансирования дефицита есть риски. Они есть по исполнению таких доходов, как налог на прибыль, налог на добавленную стоимость. Причины: это не просто более медленные темпы развития экономики, но и изменения налогового законодательства, которые приняты и привели к тому, что по ключевым налогам образовались недопоступления в 2013 году. И это может повториться и в 2014 году.
Я упомянула источники финансирования дефицита бюджета не случайно, тому свидетельство - 2013 год. На мой взгляд, министерство финансов достаточно серьезно повысило объемы привлечения на внутреннем рынке. Но по итогам девяти месяцев 2013 года они свою позицию скорректировали. В 2014 году минфин запланировал тоже большой объем привлечения на внутреннем рынке и достаточно приличный объем по приватизации - свыше 196 миллиардов рублей. Мне представляется, что исходя из того перечня компаний, которые правительство перечислило как возможный пакет к продаже, многое будет весьма проблематично исполнить.
Но я бы сейчас не стала говорить о секвестре, это было бы неправильно. Нет у нас таких условий сейчас, чтобы секвестрировать расходы. Я бы сказала о другом: правительство уже в этом году предусмотрело себе возможность до 200 миллиардов рублей использовать средства Резервного фонда. Это страховка по поступлению доходов до конца года. Но, может быть, это и не потребуется, если с доходами все будет благополучно в рамках тех объемов, которые запланированы на четвертый квартал 2013 года. Что касается 2014 года, то прямой защитой от секвестра является Резервный фонд. Собственно, он для этого и предназначен. Но сейчас говорить о том, что это так необходимо в первом квартале или в первом полугодии, не стоит. Хотя бы только потому, что уровень бюджетной дисциплины оставляет желать лучшего: многие главные распорядители средств начинают основное расходование лишь только во втором полугодии.
Полный текст интервью с Татьяной Голиковой опубликован в ежедневном выпуске "РГ"
Проводит аудит (в том числе расходов федерального бюджета) по направлениям:
промышленность, исследование и использование космоса, связь, информатика;
оборона и безопасность государства;
топливно-энергетический комплекс, транспорт, дорожное хозяйство (дорожные фонды);
охрана окружающей среды, воспроизводство минерально-сырьевой базы, сельское хозяйство и рыболовство, водное и лесное хозяйство;
международные отношения и сотрудничество, бюджет Союзного государства и оборот федерального имущества за рубежом;
фундаментальные исследования, физическая культура, спорт, соцполитика;
здравоохранение, образование, культура, кинематография;
общегосударственные вопросы (за исключением расходов на международные отношения, международное сотрудничество, фундаментальные исследования и резервные фонды), органы юстиции, прокуратура, система исполнения наказаний и миграционная политика.
работа Пенсионного фонда, Фонда соцстраха и Фонда ОМС.
государственный внутренний и внешний долг, долги иностранных государств и юридических лиц, бюджетные кредиты, расходование средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния;
работа Центрального банка РФ, обеспечение стабильности и развития национальной платежной системы, состояние финансовых рынков и кредитно-финансовых учреждений;
межбюджетные трансферты регионам России и муниципальным образованиям, расходы на ЖКХ и региональные инвестиции;
оборот федерального имущества, использование резервных фондов, эффективность федеральной контрактной системы.
Сотрудничает с правительством при формировании федерального бюджета, следит за исполнением его доходной и расходной части.
Осуществляет контроль за правильностью проведения госзакупок.