Но самое страшное, что среди бактерий уже появились феномены, которым не страшны никакие антибиотики. Борясь с лекарствами, они прошли естественный отбор, приобретя гены устойчивости ко всем известным лекарствам. Даже в США, с ее передовой медициной, каждый год умирает 15-18 тысяч человек от сепсиса, против которого бессильны все антибиотики.
- Принцип поиска новых препаратов давно известен, - объяснил корреспонденту "РГ" доктор биологических наук из Института изыскания новых антибиотиков Алексей Тренин. - У бактерии отыскивается слабое место, мишень, и под нее создается антибиотик, уничтожающий инфекцию. Но бактерии приспосабливаются, меняют мишени, поэтому ученым приходится искать все новые цели для "выстрелов". И создавать новые "пули". Группа Кима Льюиса с 2006 года публикует статьи о поиске одной такой новой мишени. Это их "ноу-хау".
В чем его особенность? Механизм действия антибиотиков разный. Одни действуют на клеточную ДНК бактерии, другие - на синтез РНК, третьи - на клеточные стенки бактерий и т.д. Американцы идут иным путем. Они разрабатывают препарат, который связан с работой ферментов. А конкретно речь идет о ферменте протеаза, который расщепляет белки. Но чтобы запустить этот процесс и заставить фермент трудиться в поте лица, на него воздействуют веществом ADEP4 -- прототипом будущего антибиотика. Когда его добавили в колонию золотистых стафилококков, неуязвимых для ряда антибиотиков, то фермент "возбудился" и запустил процесс неконтролируемого расщепления белков. В итоге погибли не только клетки обычных бактерий, но и вошедших в "спящий режим", неуязвимых для антибиотиков.
Впрочем, в этих экспериментах есть одно важное "но". ADEP4 не уничтожил колонию полностью. Это удалось сделать, только добавив к нему стандартный антибиотик рифампицин.
Можно ли считать, что создан чудодейственный препарат, что слухи о смерти антибиотиков несколько преувеличены? По мнению, Алексея Тренина, здесь много вопросов. И, прежде всего, по самой мишени, ферменту протеаза. Известно, что мутации именно ферментов идут с высокой частотой. А раз так, то антибиотик, созданный под конкретный фермент, обречен на то, что рано или поздно возникают мутанты, для которых этот препарат - семечки. Кстати, применение ADEP4 совместно с другим антибиотиком - это своеобразное признание того, что препарат не универсален.