14.11.2013 09:02
Экономика

В Свердловской области в первом чтении приняли бюджет

Региону приходится выравнивать доходы территорий
Текст:  Дарья Кезина (Свердловская область)
Российская газета - Экономика УРФО: №0 (6232)
На Среднем Урале приняли в первом чтении областной бюджет на 2014 год. Одна из главных его особенностей - муниципалитеты станут финансово менее самостоятельными: часть налога на доходы физических лиц передается с местного уровня на региональный. Впрочем, вместе с частью налоговых сборов переходит и ряд полномочий по предоставлению бесплатного дошкольного образования. По словам министра финансов Свердловской области Галины Кулаченко, доходы местных бюджетов снизятся на 6,5 миллиарда рублей, однако объем межбюджетных трансфертов в целом превысит 67 миллиардов.
Читать на сайте RG.RU

- Межбюджетные отношения, к сожалению, не могут строиться на простой арифметике: "30 процентам населения отдайте 30 процентов доходов, которые собраны". Свердловская область занимает четвертое место по объему собираемых доходов в РФ. А по доходам на одного жителя мы находимся на 25 месте. Чтобы эти позиции совпадали, наш консолидированный бюджет должен составлять 530 миллиардов рублей. Но мы обязаны выполнять действующее законодательство, - констатирует министр.

Председатель областного правительства Денис Паслер подчеркивает: сложившаяся ситуация - федеральный тренд, и никаких противоречий в регионе нет.

- Это сбалансированное решение, которое позволит в полном объеме обеспечить территории денежными средствами. У муниципалитета может возникнуть недоимка по налогам, и он рискует не выполнить свои полномочия. Тогда независимо от наших проблем мы выделяем субсидии, эти деньги гарантированно приходят в муниципалитеты, - перечисляет плюсы премьер-министр.

А вот председатель комитета по бюджету, финансам и налогам Заксобрания Владимир Терешков уверен: ничего хорошего в снижении финансовой самостоятельности муниципальных образований нет. В идеале доходная часть бюджета страны должна формироваться снизу вверх, а не наоборот.

- В Германии, Франции, Италии экономическая модель построена иначе, чем в России. Так как 100 процентов налогов собирается на территории муниципального образования, а субъект - это лишь сумма муниципалитетов, то территории спокойно формируют свою доходную часть, забирая средства, которые им необходимы для выполнения полномочий. А субъект забирает из оставшегося "кошелька" то, что необходимо ему. Остальное идет в Федерацию, - рассказывает законодатель.

В то же время рассматривать сложившиеся в России межбюджетные отношения лишь с позиции "черное - белое" было бы неправильно: не всегда муниципалитеты настолько "несчастны", как пытаются представить, уверен депутат.

- Все муниципалитеты, за исключением Екатеринбурга, передали здравоохранение на областной уровень. Почему же Екатеринбург не отдает и никогда не отдаст имущественный комплекс субъекту? Потому что сейчас на основе этого муниципального, даже государственного, имущества мощно развивается частное здравоохранение, а если полномочия передать - все это прекратится, - считает Владимир Терешков.

Традиционно считается, что самая "страдающая" часть муниципалитетов находится рядом с областным центром. Порядка 30 процентов жителей городов-спутников работают в Екатеринбурге, где и остается их подоходный налог - около 4 миллиардов рублей в год. По словам Галины Кулаченко, этот фактор учитывается и ситуация выравнивается через трансферты.

Вторая глобальная бюджетная проблема - высокий дефицит. По прогнозу минфина области, в ближайшие три года он сохранится на уровне 25 миллиардов рублей. А готов ли регион привлекать дополнительные источники дохода - вопрос открытый. Впрочем, финансисты утверждают, что по поводу дефицита бюджета и госдолга Среднего Урала переживать особо не стоит. И приводят массу примеров из других субъектов, где госдолг достиг уровня 70-100 процентов от объема бюджета, что не мешает территориям жить и развиваться. Например, Рязанская область, ХМАО, ЯНАО. Главное - предусмотреть "в копилке" источники погашения или компенсации госдолга. И здесь во многом надежда как раз на муниципалитеты - насколько активно они станут привлекать инвесторов, создавать благоприятный климат для развития бизнеса на своей территории. Судя по всему, таких местных администраций не очень много.

Бюджеты регионов Свердловская область Урал и Западная Сибирь