14.11.2013 09:02
Экономика

На Урале займутся организацией туров для инвалидов

На Урале займутся организацией путешествий для инвалидов
Текст:  Анна Колесник (Екатеринбург)
Российская газета - Экономика УРФО: №0 (6232)
В России проживает около 12 миллионов инвалидов (почти 10 процентов населения), при этом примерно половина из них - молодые люди до 40 лет, которые активны и мечтают путешествовать. Однако в стране пока нет полноценных условий для туристов с ограниченными возможностями. И регионы, которые первыми их создадут, смогут увеличить турпоток за счет этой незаслуженно забытой части населения, уверен федеральный эксперт по безбарьерному туризму Александр Бавельский.
Читать на сайте RG.RU

- Два года назад Всероссийское общество глухих организовало автопробег от Москвы до Владивостока, чтобы выяснить, есть ли в стране условия для инвалидов-путешественников. Для полноты картины экипажи формировались из людей, имеющих различные заболевания, не только проблемы со слухом. К сожалению, итог эксперимента оказался неутешительным: в большинстве регионов нет необходимой инфраструктуры для приема людей с ограниченными возможностями. Хотя многие маршруты могли бы пользоваться популярностью у российских и иностранных туристов-инвалидов, - отметил он. 

Особенные туристы (прежде всего инвалиды-колясочники) испытывают проблемы в связи с отсутствием доступного транспорта. Даже не все аэропорты готовы принимать таких пассажиров: часто они не имеют подъемников и пандусов, специальных зон ожидания, медпунктов и туалетов, инвалидных колясок для транспортировки на посадку и в зону прилета, а также сотрудников,  помогающих таким путешественникам. Если аэропорт не имеет необходимой инфраструктуры, некоторые авиакомпании даже порой отказывают инвалиду в продаже билета. Но на железной дороге и того хуже: на всю Россию всего три сотни вагонов со специальными купе для маломобильных пассажиров. Не хватает удобного транспорта и в городах: низкопольных автобусов и трамваев, станций метро с подъемниками. Не везде есть и социальное такси.

Еще одна преграда для таких туристов - гостиницы, где зачастую нет специальных номеров с широкими дверными проемами (чтобы инвалиды на колясках могли свободно проехать), поручнями около кровати, в туалете и душе. Не говоря про наличие индукционных петель для глухих и слабослышащих (настенная информационная система для беспроводной передачи звуковой информации в слуховой аппарат) и прочей спецтехники. Как объясняют представители гостиничного бизнеса, оборудовать такие номера нет смысла - они не окупаются: инвалиды останавливаются редко, а обычные постояльцы не желают в них селиться.

Многие музеи и другие культурно-исторические объекты также не приспособлены для посетителей с ограниченными возможностями: старинные здания не только не оборудованы пандусами, поручнями, лифтами, но и часто не имеют аудиогида для незрячих посетителей, специальных указателей и справочной для глухих. Но ведь Колизей, которому почти две тысячи лет, сумели оборудовать подобными приспособлениями. А в Мексике, по словам Александра Бавельского, есть музей под открытым небом со специальными дорожками, по которым колясочники могут беспрепятственно проехать по всему маршруту.

Что и говорить, если в российских городах просто не хватает доступных туалетов на улицах, в музеях, кафе и прочих общественных местах. Меж тем города мира, притягивающие огромные туристские потоки, не считают зазорным решать этот вопрос, чтобы он не создавал проблем путешественникам, в том числе инвалидам.

При этом турист с ограниченными возможностями страдает не только от недостатка доступной инфраструктуры, но и от отсутствия информации о ее наличии в том или ином российском городе: в каких гостиницах имеются спецномера, есть ли в музеях пандусы и аудиогиды, в какое кафе можно заехать "колясочнику" поесть…  Нет специалистов и волонтеров, которые могли бы работать с особенными приезжими.

В результате таким туристам проще поехать за границу, чем отдыхать в родных краях. "Турция, Египет, Европа - рай для инвалидов-путешественников. В аэропорту встречают-провожают, а чтобы доехать до места, можно заказать индивидуальный трансфер. Почти все отели просторные, с удобными номерами для колясочников. Нет проблем и на пляже - можно спокойно купаться и загорать. А если надоест сидеть в отеле, можно прогуляться по магазинам и купить сувениры. При этом на тебя никто не смотрит, не показывает пальцем", - делится впечатлениями одна из путешественниц на форуме для инвалидов.

- За рубежом куда больше внимания уделяется созданию доступной инфраструктуры для людей с  ограниченными возможностями. Вернее сказать, универсальной среды, которая удобна для всех. Инвалиды за рубежом могут работать, без проблем передвигаться по городу, ездить на поездах, летать на самолетах, управлять автомобилями. А вместо колясок там можно передвигаться на электромобилях, - соглашается уральский эксперт по доступной для инвалидов архитектурной среде, председатель правления екатеринбургской городской общественной организации инвалидов-колясочников "Свободное движение" Елена Леонтьева.

Впрочем, по ее словам, в России ситуация постепенно начинает меняться к лучшему. Хоть и не так быстро, как хотелось бы. Пока более-менее созданы условия в Москве и Санкт-Петербурге. При этом среди региональных центров за последнее десятилетие значительно продвинулся Екатеринбург. Впрочем, за его пределами в Свердловской области по-прежнему нет доступной инфраструктуры, считает Елена Леонтьева.

- Несколько лет назад к саммиту ШОС в городе построили несколько гостиниц, приспособленных для людей с ограниченными возможностями. Поэтому инвалидам теперь есть где остановиться. Другое дело, что стоит это недешево - от 2500 рублей за ночь. Должны быть и дешевые отели, рассчитанные на постояльцев со скромными доходами, - отмечает эксперт.

В среднеуральской столице положительные изменения претерпел и аэропорт: здесь есть не только необходимое оборудование, но и специальная служба по сопровождению инвалидов, строится особая зона ожидания. Правда, как считает Елена Леонтьева, пока не отработана система обслуживания. Созданы некоторые удобства и на железнодорожном вокзале: окна для колясочников, спецслужба для помощи людям с ограниченными возможностями, уборные. Но не хватает указателей, и не всегда работают подъемники.

Вместе с тем постепенно улучшается городская среда: на улицах строят удобные спуски, убирают бордюры, новые пешеходные переходы и станции метро оснащают лифтами для инвалидов. Однако, как считает Елена Леонтьева, в городе по-прежнему большой проблемой является общественный транспорт - низкопольные автобусы можно пересчитать по пальцам, и они в основном коммерческие. Хотя такой автобус должен обязательно ходить хотя бы из аэропорта в город. Это было бы удобно для всех пассажиров - и на колясках, и просто с чемоданами.

Интересно, что год назад в Екатеринбурге была выпущена карта-путеводитель для инвалидов-колясочников с информацией об имеющейся доступной инфраструктуре (в том числе и на английском языке). Вот только непонятно, где ее найти. Правда, в Интернете можно отыскать электронную карту  Среднего Урала, созданную региональным правительством. На ней показаны удобные маршруты передвижения и доступные объекты для разных категорий людей с ограниченными возможностями ("Доступная среда Свердловской области"). Правда, у ресурса очень неудобная навигация и представлены не все объекты. А вот в Ростовской области пошли еще дальше: там за счет регионального бюджета стали организовывать туры для инвалидов.

Туризм Екатеринбург Урал и Западная Сибирь