- Сергей Владимирович, насколько актуальным, на ваш взгляд, является участие Иркутской области в ближайшем съезде работников образования Сибири?
Сергей Ерощенко: Наш регион, обладая большим научным, образовательным потенциалом, ежегодно наращивая темпы социально-экономического развития, активно участвует в инновационных процессах, необходимых для эффективной модернизации системы образования, основу которой, прежде всего, составляет реализация инициатив и поручений президента, правительства Российской Федерации, приоритетного национального проекта "Образование", закона "Об образовании", "Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы", а также региональных документов, направленных на решение стратегических целей и задач. Поэтому участие Иркутской области в общесибирском съезде, а также его организация на нашей территории - необходимый шаг. И необходим он, в первую очередь, нам, жителям Приангарья. Ведь такого рода мероприятия способствуют движению вперед всех подсистем регионального образования.
Обращают на себя внимание широкий спектр и актуальность вопросов, которые будут обсуждаться на съезде. Это модернизация дошкольного образования, введение федеральных государственных образовательных стандартов, развитие системы непрерывного профессионального обучения, качество образования и его независимая оценка, финансово-экономические механизмы управления и государственно-общественное управление в образовательной сфере, создание современной информационной среды, поддержка одаренных детей и талантливой молодежи, межрегиональное сотрудничество и содружество.
Очень важно, что география участников съезда не ограничивается только нашим регионом. Всегда объективен взгляд со стороны. К тому же "всем миром" легче прийти к необходимым решениям. И предыдущие съезды работников образования Сибири являются тому подтверждением.
Со времени III съезда работников образования Сибири "Образование - ресурс инновационного развития Сибири", который состоялся в Томске, прошло три года. Не вызывает сомнения, что за это время каждым регионом Сибирского федерального округа накоплен определенный опыт реализации направлений образовательной политики. В то же время, выявлены проблемы, требующие грамотного решения. Обсуждением этого и должен быть интересен предстоящий съезд.
В Иркутской области уже накоплен опыт сотрудничества с субъектами СФО по вопросам образования в рамках Межрегиональной Ассоциации "Сибирское соглашение", Байкальского образовательного форума, форума "Образования Прибайкалья". IV Съезд работников образования Сибири станет продолжением этого сотрудничества.
- Опыт межрегионального сотрудничества, безусловно, позволяет не только определить тенденции развития системы, спрогнозировать результаты, но и отчетливее увидеть собственные проблемы. Существуют ли в системе образования Иркутской области проблемы, которые можно отнести к неразрешимым?
Сергей Ерощенко: Проблемы существуют, но неразрешимых - нет. Есть те, что требуют пристального внимания. Они десятилетиями считались актуальными. И их решение - это работа не одного дня, не одного года. Среди таких проблем обеспечение местами в дошкольных образовательных учреждениях, несоответствие в ряде муниципалитетов достигнутых результатов финансовым вложениям. Это приводит к тому, что показатели достижений выпускников школ бывают ниже общероссийских. Не во всех территориях средняя зарплата педагогов общего образования равна средней зарплате по экономике. Отсутствует государственно-общественная система оценки качества профессионального образования. И это не весь перечень.
Вопрос в создании эффективного комплекса условий и мер, необходимых для разрешения существующих проблем. Сложность еще и в том, что часто, решая одно, мы сталкиваемся с новыми трудностями. Кстати, обратите внимание на повестку предстоящего съезда. Можно заметить, что в регионах много общих волнующих тем. При этом важно не только осознавать, что проблемы есть, и иметь четкое о них представление. Нужно принимать конкретные, выполнимые решения по их устранению и ставить для этого совершенно реальные сроки.
Развитие региональной системы образования входит в число приоритетных задач правительства Иркутской области. Приведу лишь несколько примеров.
В Иркутской области реализуется целый спектр долгосрочных целевых, областных государственных социальных и региональных программ, которые либо полностью направлены на защиту прав детей, либо включают положения, позволяющие решать актуальные проблемы.
Распоряжением правительства Иркутской области от 1 марта 2013 года № 57-рзп утвержден план первоочередных мероприятий на 2013 год по реализации важнейших положений Стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы в Иркутской области.
В настоящее время одобрена государственная программа Иркутской области "Развитие образования" на 2014-2018 годы. Ее цель - повышение доступности качественного образования. Общий объем финансирования программы составил 169 миллиардов 105,9 миллионов рублей, из них за счет средств областного бюджета - 168 миллиардов 851 миллионов рублей, федерального бюджета - 92,6 миллионов рублей, местных бюджетов - 161,7 миллионов рублей.
В текущем году министерством образования Иркутской области реализуются 23 целевые программы, общий объем финансирования которых составляет 4,271 миллиардов рублей.
С каждым годом набирает обороты политика, направленная на обеспечение доступности дошкольного образования. Общий объем финансирования "Программы поддержки и развития учреждений дошкольного образования в Иркутской области" на 2009-2014 годы увеличен на 422,864 миллионов рублей. До конца текущего года планируется строительство 11 новых детских садов в регионе, приобретение 10 зданий и открытие 231 группы в действующих дошкольных учреждениях. Это позволит обеспечить местами 3 463 ребенка в возрасте от 3 до 7 лет.
Средняя заработная плата педагогических работников общего образования выросла по отношению к 2011 году более чем в 2 раза: в 2011 году она составляла 14,7 тысяч рублей, а в июле 2013 года - 30,1 тысяч рублей. В дошкольных образовательных учреждений зарплата выросла по отношению к 2011 году более чем в 2,5 раза: в 2011 году она составляла 8,1 тысяч рублей, а в июле 2013 года - 20,7 тысяч рублей.
Размер заработной платы учебно-вспомогательного, обслуживающего и прочего персонала муниципальных общеобразовательных учреждений с 1 мая 2013 года увеличен на 10 процентов.
На выплату вознаграждений за классное руководство педагогам Иркутской области из бюджетов разных уровней выделено более 533 миллиона рублей, в том числе 302,67 миллионов рублей - из федерального бюджета, 230,52 миллионов рублей - из областного бюджета.
В рамках реализации мероприятий, направленных на развитие кадровой политики в регионе и повышение социального статуса педагогических работников в Приангарье проводятся профессиональные педагогические конкурсы. В 2013 году 710 работников областных государственных и муниципальных образовательных учреждений получили премии губернатора Иркутской области в сумме от 25 тысяч до 250 тысяч рублей. Общая сумма областного бюджета, направленная на грантовую поддержку педагогов, в 2013 году составила 32,5 миллионов рублей. Для сравнения приведу в пример: 2011 год, когда было проведено три конкурса, победителями стали 460 человек, а общая сумма финансовой поддержки составляла 27,5 миллионов руб. В 2012 году было проведено уже девять конкурсов, победителями стали 660 человек, общая сумма финансовой поддержки составила 32,5 миллиона рублей.
Для молодых специалистов предусмотрена выплата единовременного денежного пособия в размере 20 - 25 тысяч рублей. Для них же в базовой части заработной платы применяются повышающие коэффициенты от 10 до 30 процентов.
На территории нашей области реализуется программа по привлечению кадров для работы в сельской местности. 25 перспективных выпускников-педагогов могут стать участниками конкурса на присуждение областной государственной поддержки. Победителям конкурса в течение 5 лет будет оказываться поддержка в общем размере миллиона рублей.
В 2012 году 297 педагогов улучшили жилищные условия, что в три раза больше, чем в 2011 году, из них 67 человек - молодые специалисты.
В настоящее время идет работа над проектом закона "Об образовании в Иркутской области". Актуальным является создание эффективной образовательной системы с действенной экономикой и управлением, которая соответствовала бы запросам современной жизни и потребностям социально-экономического развития страны и региона, способная обеспечить жителей Иркутской области качественными образовательными услугами.
- В своих выступлениях вы не раз ранее делали акцент на необходимости нашего движения вперед, правильном определении тех задач, от решения которых зависит будущее Приангарья. Какие направления, по-вашему, должны занимать ключевые позиции?
Сергей Ерощенко: Хотелось бы назвать и другие направления, хотя в рамках одного интервью трудно остановиться на всех моментах. Поэтому назову лишь некоторые, которые объединяет одно слово - "развитие". Это развитие нормативно-подушевого финансирования и новой системы оплаты труда педагогических и руководящих работников с ориентацией на результат. Это формирование региональной системы оценки качества образования. Дальнейшее развитие системы профессионального образования, которая отвечала бы запросам регионального рынка труда. Нужно также развивать информационную среду образовательных учреждений и дистанционное образование.
Мы должны не только обучать, но и воспитывать наших детей. Огромная роль должна быть отведена духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения. Для этого в образовательных учреждениях и управленческих структурах должны работать настоящие профессионалы, высококвалифицированные специалисты, люди, которые любили бы свое дело.
Качественное образование - залог процветания нашего региона. Это не пустые слова, это мое убеждение как губернатора Иркутской области, как жителя Приангарья, как отца.
- И в завершение несколько слов будущим участникам IV Съезда работников образования Сибири.
Сергей Ерощенко: От съезда мы все ждем грамотных, профессиональных инициатив, чтобы многие обсуждаемые вопросы нашли свое отражение в реально достижимых решениях, чтобы разговоры были по существу имеющихся проблем. Желаю плодотворной работы и ярких, незабываемых впечатлений от пребывания в Прибайкалье.