18.11.2013 00:07
Культура

Российское кино в Риме не осталось без наград

Российское кино увезло три приза
Текст:  Валерий Кичин (Рим)
Российская газета - Федеральный выпуск: №259 (6235)
В Риме закончился 8-й международный кинофестиваль. "Золотого Марка Аврелия" - главный приз фестиваля - завоевал фильм совместного итало-хорватского производства "Фура" режиссера Альберто Фазуло - о бывшем учителе, ставшем водителем грузовика.
Читать на сайте RG.RU

А вот второй по значению конкурс "Кино XXI" завершился победой российского режиссера-документалиста Алены Полуниной, снявшей документальную ироническую комедию Nepal Forever - о командировке питерских коммунистов к непальским братьям по идее. Специальный приз жюри в этом конкурсе тоже достался российским режиссерам-художникам Андрею Сильвестрову и Юрию Лейдерману, снявшим экспериментальный фильм-инсталяцию "Бирмингемский орнамент-2".

"Мы чрезвычайно рады двум обстоятельствам - и тому, что мировая премьера фильма состоялась в Риме, и уж тем более полученной награде. "Nepal Forever" - смелый фильм талантливого режиссера. Картина, удачно сочетающая в себе классический документальный фильм-путешествие и авантюрную сатирическую комедию. Алена Полунина нашла ярких героев и сделала авторский фильм, главными художественными достоинствами которого является необычайная свобода режиссерского стиля и несомненная актуальность", - комментирует  решение жюри под председательством Ларри Кларка российский продюсер фильма Александр Роднянский.

Говорит Алена Полунина: "Героями фильма стали два политика - убежденных ленинца, которых волнует будущее мирового коммунизма. Этот фильм начинался с  авантюры, снимался, как авантюра, вовлекал в авантюру ряд честных и не очень граждан. Честно говоря, нет более мрачного и изматывающего жанра, чем документальная комедия. Российская политика - как, наверное, и любая другая - настоящий Клондайк для режиссеров. Когда все не очень весело, наверное, лучше смеяться. Поэтому я сняла фильм, в котором из грязного сугроба вырастает банановая пальма. И над всем этим реет красный флаг".

В главном конкурсе приз за лучшую режиссуру увенчал работу Киоси Куросавы "Седьмой код" - криминальной драмы, действие которой происходит во Владивостоке. Эта же картина удостоена награды за лучший технический вклад. Лучшим актером признан Мэттью МакКонахью за роль в фильме "Далласский клуб покупателей". Оригинальное решение приняло жюри, решая вопрос о лучшей женской роли: наградило Скарлетт Йоханссон, сыгравшую телефонный, генерированный компьютером голос в фильме "Она", но так и не появившуюся на экране.
В главном конкурсе не осталась без награды и яркая картина Скотта Купера "Из пекла" - она получила приз за лучшую дебютную режиссерскую работу (по регламенту, дебютом считаются первые два фильма молодого режиссера).

Почетной награды за выдающийся вклад в киноискусство посмертно награжден Алексей Герман, мировая премьера внеконкурсной картины которого "Трудно быть богом" состоялась в среду на Римском фестивале.

Голосование, проведенное в Интернете, выявило фаворита зрителей - им оказался "Далласский клуб покупателей" Жан-Марка Вале.

В целом 8-й фестиваль еще раз подтвердил, что перехватить знамя главного национального киносмотра у Венеции оказалось не так просто. Его положение одного из последних в году заставляет даже такого опытного фестивального менеджера, как Марко Мюллер, идти на компромиссы и брать в конкурс фильмы, уже прошедшие на других фестивалях - что в Венеции было бы невозможно и вообразить. Но шедевров в мире производится не так много, практически все они уже расхватаны предшественниками Рима - Берлином, Канном, Венецией, Сан-Себастьяном, Торонто, Локарно, Карловыми Варами... Римскому фестивалю приходится довольствоваться остатками, и программа нынешнего года была более чем неровной - как, впрочем, и в прошлые годы.

Тем не менее молодой фестиваль медленно, но верно набирает вес. За десять дней в 7 залах Аудиториума Парко делла Музыка прошли 163 фильма из 30 стран, их посмотрели более 150 тысяч зрителей. Но это не предел, потому что средняя заполняемость кинозалов, по признанию фестиваля, была 70 процентов.

Временами фестиваль напоминал детский утренник - на специальную программу "Алиса в городе" приводили детвору со всего Рима. Временами пространство между циклопическими сооружениями концертных залов становилось подобием стадиона. Так было, например, в четверг, когда многие сотни молодых фанов с трибун приветствовали проходящих по красной дорожке создателей и звезд фильма "Голодные игры. И вспыхнет пламя".  "Дженнифер, я здесь только ради тебя" - этот транспарант реял над трибуной при появлении на дорожке Дженнифер Лоуренс. Считается, что в этот день здесь собралось рекордное количество зрителей за все восемь лет существования фестиваля. Все это придает ему неповторимую атмосферу по-настоящему массового события, большого праздника кино, о каком Москва, увы, стала уже забывать.

Как будет развиваться фестиваль в дальнейшем, сумеет ли преодолеть объективные трудности на его пути и сможет ли его новый директор Марко Мюллер реализовать свои планы вернуть Риму, городу великого кинематографа, реноме одной из первых мировых киностолиц, покажет будущее.

Мировое кино Наше кино Италия