Примерно по такому сценарию развивались события в кризис 1998 года, напоминают они.
Интерес иностранцев к российским бумагам начал расти с 2012 года. Тогда их доля составляла 3,7 процента, сейчас - 25 процентов, подсчитал Центробанк. Причина всплеска - либерализация рынка ОФЗ, объясняет главный экономист АФК "Система" Евгений Надоршин. Раньше иностранцам для их покупки приходилось обходить запреты, теперь есть возможность присутствовать на рынке напрямую. В этом есть немало плюсов. Шире стал круг инвесторов, минфину проще разместить больший объем долга, есть возможность занять деньги дешевле, перечисляет Надоршин. Снижение доходности по госбумагам, которые служат ориентиром для корпоративных облигаций, удешевило стоимость привлечения для частных заемщиков.
Но доля иностранного присутствия на рынке ОФЗ в 25 процентов чревата рисками, замечает ведущий эксперт Центра развития НИУ "Высшая школа экономики" Дмитрий Мирошниченко. Она приемлема, когда экономика стабильно растет и развивается. Если же ситуация качнется в худшую сторону, иностранцы начнут продавать бумаги, к ним присоединятся отечественные держатели долга, рынок серьезно просядет, объясняет он. Проблемы возникнут у банков - держателей ОФЗ, которые под них получают ликвидность. И у компаний, выпустивших корпоративные облигации, - стоимость их бумаг снизится, кредиторы потребуют выплат либо дополнительного обеспечения. Потребуются решительные дорогостоящие меры бюджетной поддержки. Наконец, "слив" рублевого госдолга конвертируется в доллары и евро, курс нацвалюты резко пойдет вниз, завершает Мирошниченко. Впрочем, это - самый крайний сценарий, такой ситуации, как в 1998-м, не будет, успокаивает эксперт.
Надоршин опасность считает преувеличенной. В отличие от 1998 года это не 3-месячные ГКО, а бумаги с длинным сроком погашения. Их нередко покупают фонды, ориентированные на долгосрочные стратегии. "Мы должны здорово испортить перспективы и породить большое количество неблагоприятных событий, чтобы такие игроки захотели уйти", - надеется собеседник "РГ". К тому же с весны присутствие иностранцев на рынке госдолга не увеличивается. Если рынок открыт, с рисками приливов и отливов денег сталкиваются все страны, продолжает эксперт Центра развития Андрей Чернявский.
То, что наш долг покупают инвесторы, не помогает России, сокрушается Надоршин. Нашей экономике нужны инвестиции, и интерес иностранцев можно было бы использовать для привлечения недорогих денег на инфраструктурные и другие проекты. С нынешних уровней госдолг можно безболезненно нарастить раза в три, рассуждает он. Но до сих пор не выработан полноценный механизм, с помощью которого можно транслировать общественные выгоды в бюджетные цели, а оттуда - во вложенные и потраченные деньги.
МВФ рекомендует для развивающихся стран соотношение госдолга к ВВП на уровне не выше 40 процентов, в долговой стратегии минфина "потолок" по госдолгу - 25 процентов, напоминает Чернявский. Пока наш госдолг чуть больше 10 процентов ВВП. "Но идти на расширение долга не стоит, - говорит Чернявский. - Это поможет росту экономики только в первый год".