18.11.2013 00:05
Культура

Андрей Максимов: Русская классическая литература - это школа понимания людей

Текст:  Андрей Максимов
Российская газета - Федеральный выпуск: №259 (6235)
Скажет какой политический, а то - общественный деятель слова типа заявления, и ты, простой российский гражданин, ходишь и думаешь: то ли он всерьез предлагает типа заявляет, то ли специально для того, чтобы его вспомнили. Заявления политических, а то и общественных деятелей уже давно превратились в прекрасный способ пиара. Есть политики - и мы их знаем - которые только и делают, что заявления. Зато громко и максимально нелепо, то есть именно так, чтобы их обсуждали.
Читать на сайте RG.RU

Тут вот один депутат предложил хождение долларов в России отменить вообще. Закон такой принять жесткий, чтобы во всем мире доллары были, а у нас, чтобы исчезли вовсе. Растворились. И вместо того, чтобы сочувственно вздохнуть: чего, мол, русскому человеку только в голову не придет, дабы напакостить американцам, - все это заявление бросились обсуждать с самым серьезным видом.

А другой общественный деятель заявил громко, что великая русская литература мешает нашему движению вперед. Логика незамысловата. Общественный деятель всерьез убежден, что великая русская литература она вся из себя такая социальная-социальная, и вся буквально рассказывает про то, как прекрасному народу мешает жить ужасная власть.

Чему она может детей научить? Понятно: (по мнению общественного деятеля) ничему хорошему. Прочтет ребенок, положим, Салтыкова-Щедрина или, к примеру, "Ревизор" Гоголя - и все. Можно сказать: кранты ребенку, не сможет он уже построить никакого будущего, ударенный русской литературой навсегда.

И на это заявление можно было бы внимания не обратить. Но нельзя. Потому как, когда депутат про доллары говорит, - в этом никакой тенденции нет, а когда общественный деятель про литературу, - есть.

Помнится, один древнегреческий философ носился по улицам с криком "Ищу человека!", освещая фонарем неясные лица своих древнегреческих сограждан. Сегодня бегать так бессмысленно, поскольку людей нет нигде. Мы отучились видеть в согражданах личностей. И, надо сказать, нас старательно отучали: телевидение, литература, кино, театр.

"Театр dok." - это не просто театр, и даже не просто жанр. "Театр dok." - это маяк нашей жизни: нам не надо про людей, нам надо про проблемы.

Про что снимается большинство фильмов, которые рассказывают про нашу жизнь? Про то, что мы все, нехорошие неглубокие люди, которые живут нехорошей, неглубокой жизнью, за что нас всех почему-то надо обязательно пожалеть. Что мы за люди? Что нас тревожит, кроме того, что нам плохо жить в плохой жизни, и потому мы нуждаемся в жалости? Нет ответа...

Кто такой хороший журналист? Это тот, кто стоит на близких нам позициях. А плохой? Тот, кто на далеких. А как они там работают, эти журналисты, как глубоко умеют копать человеческие характеры и судьбы - это нас вообще не интересует. Нас интересует позиция, и все.

Теперь вот дошли до классической литературы... Оказалось, она вся насквозь политизирована и социализирована, чем может наносить вред. Не в том проблема: может не может. А в том, что она - не про политику и не про взаимоотношения народа и власти.

Она - про меня. И про Вас - того человека, который читает сейчас эти строки. И про наших друзей. Не про всех "вообще", а про каждого в отдельности. Тем и велика, собственно.

Когда-то "Евгений Онегин" был назван "энциклопедией русской жизни". Не поспоришь. Только выясняется, что эта книга - не энциклопедия русской жизни ХIX века и не энциклопедия русской жизни ХХ века. А энциклопедия русскости вообще. "Евгений Онегин" - это книга про людей и про характеры и про ту жизнь, которую эти люди и характеры строят.

Вот чего я и мои друзья в молодости гонялись за книгой Юрия Лотмана "Комментарии к "Евгению Онегину"? Прям так хотели Пушкина понять? Почему его статья "Декабрист в повседневной жизни", в которой немало строк посвящено личности поэта Рылеева, была бестселлером? Прям, что ли, жить мы не могли без декабристов?

Потому что Лотман заставлял нас - и сегодня заставляет желающих - через произведения гениев задумываться о самих себе, о своей личной сути.

По какому принципу человек выбирает книги? Почему один берет эту, а другой - ту? Потому что у одного есть вопросы к этому писателю, у другого - к этому, а у третьего - вообще и только к "Фейсбуку".

И классическая русская литература не отвечает на публицистические вопросы типа: народ и власть. То есть этот фон тоже есть, но не он - главное. Главное: люди. Человек.

Когда было невозможно попасть в театр "Сатиры" на гоголевского "Ревизора" в постановке Валентина Плучека, уверяю вас, мы стреляли лишние билетики не для того, чтобы увидеть мир чиновников. Нам были интересны люди, которых на наших глазах создавали Папанов, Миронов и другие замечательные актеры тогдашней "Сатиры".

Русская классическая литература никому помешать не может. Она не дает неправильного примера взаимоотношений народа и власти. Она не об этом. Она о людях. И она - школа понимания людей, а не чиновничества и толпы.

Этим великая русская литература принципиально отличается от нас, которые даже в ней готовы увидеть не людей, а символы; не личностей, а толпу; не человеческую боль, а тенденцию.

Но русская классическая литература в этом не виновата. Надо просто почаще в зеркало смотреть, чтобы понимать: какие вопросы ей задавать следует, а какие - бессмысленно...

Литература