19.11.2013 00:04
Культура

Юрий Богомолов: Петр погнался за Европой, но остался азиатским тираном

Текст:  Юрий Богомолов (обозреватель)
Российская газета - Федеральный выпуск: №260 (6236)
В репертуаре минувшей семидневки заметными стали два документально-исторических проекта. Тот, что идет уже не первую неделю - "Романовы" (Первый), и тот, что неожиданно прорезался в эфире НТВ "Гибель империи".
Читать на сайте RG.RU

И еще: неправильно было бы не заметить на канале "Культура" "Мост над бездной" и финал "Большой оперы". Обо всем этом чуть дальше. Но для начала о нескольких разрозненных впечатлениях.

***

...Захотел было сосредоточиться на сюжете сериала "Шеф 2", но увидел, что генерал-лейтенант спецслужбы нежится в объятиях майора той же службы, и сразу почему-то расхотел. Это прелюбодеяние засняли на видео враги, и ну его шантажировать. Дальше неинтересно.

...После непродолжительного стояния у стойки покинул шоу "Вечерний Ургант" Александр Олейников в связи с переходом на, возможно, более заметную работу...

...После продолжительного отсутствия в эфире объявилась сразу на двух шоу Лолита Милявская - в "Вечернем Урганте" и у Юлии Меньшовой "Наедине со всеми".

...У той же Меньшовой мы смогли встретить Ксению Собчак с ее мужем Максимом Виторганом. Ждем теперь их у Ивана Урганта.

...Откровение недели: "Оказалось, женщина может быть опаснее любого быка!". Сказано спортивным коммментатором Владимиром Гомельским под впечатлением выступления одной из пар в "Ледниковом периоде".

...Самый зычный крик души - крик Сергея Доренко в адрес Украины на ток-шоу "Политика" (Первый канал): "Унылая, вертлявая, блудливая провинциальность".

...Самая нечаемая неожиданность недели - реинкарнация на НТВ Алексея Пивоварова. Он ведь уже покинул сплоченные ряды энтэвэшников. И вдруг снова в эфире НТВ и с авторским проектом "Гибель империи".

***

Так случилось, что воскресным днем нам сначала показали очередную серию из цикла "Романовы" по Первому каналу. Она была посвящена истории царствования Петра I, при котором Россия стала называться империей.

Едва рассказ об этом закончился на Первом, как по НТВ началась повесть "Гибель империи", речь в которой о гибели уже не белой, а красной империи.

Такие исторические экскурсы наталкивают на мысль о сходстве судеб обеих держав. И Белая держалась на насилии, на крови и на беззаконии. И Красная - туда же.

Обе империи не раз пытались модернизироваться. И всякий раз безуспешно.

Обе не успевали за временем и... проваливались в безвременье.

В обоих случаях развитие шло парадоксальным образом. Петр погнался за Европой, но остался азиатским тираном. Об этом подробно рассказывается в фильме. Особенно запоминаются те эпизоды, что рифмуются с сегодняшней реальностью. Петр зазвал в Москву немцев, кои в качестве гастарбайтеров основали Немецкую слободу и много чего полезного сделали для страны. Тем не менее, социальное возмущение, вызванное политикой Петра, выплеснулось в первую очередь на "понаехавших" иноземцев.

И в ту пору тоже не знали, как совладать с коррупцией. Ее и так и эдак: и руки отрубали, и головы отсекали... Царь не уставал сочинять один за другим строжайшие указы, а она, как стоглавый Змей Горыныч, делала свое дело. Но зато какой град был возведен на брегах Невы, где, может быть, родились мы. (Я-то там точно родился).

Безграмотная царица Екатерина не умела писать; она только научилась рисовать свою подпись под указами.

Одна из первых ею нарисованных подписей красовалась под Указом об учреждении Российской академии наук.

Это одна из самых стойких черт российской истории: христианство в обнимку с язычеством, просвещение - в рамках средневековья, крепостничество рядом со свободолюбием.

Иностранцы дивились успехам космической отрасли в 60-х годах прошлого столетия: как это, мол, Гагарину удалось слетать в Космос и вернуться, после чего Советы безнадежно отстали в космической гонке.

Непостижимо вроде бы и то, как эти две сверхмогучие империи - романовская и сталинская - столь крепкие снаружи, так легко, в одночасье обрушились?

На самом деле ответ на сей вопрос, если поверить телевизионным авторам, довольно очевиден. Имперское устройство страны лишь до поры до времени могло отвечать на вызовы стремительно развивающейся цивилизации. Отвечало оно диким напряжением человеческих ресурсов. Отвечало оно громадным запасом природных ископаемых.

Одно из стойких утверждений, что СССР развалился в 1991 году. На фактах и документах показано, как уходил из-под ног советской власти экономический базис, как над ее головой ветшала идеологическая надстройка. Как сначала кровью социалистической экономики стала кровь рабоче-крестьянских масс и интеллигенции, а затем - нефтедоллары. То и другое оказалось небесконечным.

Бесконечным было вранье об успехах нашей промышленности.

Обескровленный базис и лживая надстройка - как такая структура могла быть жизнеспособной? Она и рухнула под собственной тяжестью и при стечении неблагоприятных обстоятельств.

***

Отдельное спасибо телеканалу "Культура" за "Большую оперу" и еще более отдельное спасибо за "Мост над бездной".

"Мост" - это наслаждение не без примеси горечи. Он не достроен авторами - искусствоведом Волковой и режиссером Андреем Зайцевым.

Рассказы о живописи ушедшей в этом году Паолы Дмитриевны Волковой и в самом деле - мост над не очень-то эстетичной реальностью, в том числе и той, что неделя за неделей отражается на наших телеэкранах.

ТВ и сериалы