Эксперты согласны с тем, что политика регулятора помогла охладить рынок: по мнению замглавы Института развития финансовых рынков Валерия Петрова, в этом году потребкредитование вырастет на 30-35% против 65% в прошлом году. Однако, как считает эксперт, чтобы оценить реальные риски, нельзя смотреть на ситуацию "в среднем по рынку", так как банки все разные. Ситуация в госбанках менее рискованная. По словам Петрова, у крупных госбанков портфель необеспеченных ссуд растет в среднем в два раза медленнее, чем у частных банков. Средний темп прироста за период с 1 июля 2012 года по 1 июля 2013 года у частных банков составил 49,6% против 28,7% - у государственных.
Сами банкиры считают, что темпы роста кредитной розницы корректируются как со стороны регулятора, так и со стороны рынка. По мнению директора департамента розничного бизнеса и управления региональной сетью Росгосстрах Банка Вилена Ли, увеличивающийся уровень просрочки по необеспеченным кредитам заставляет банки более ответственно подходить к оценке заемщика. Согласно обзору "Секвойя кредит консолидейшн", по состоянию на 1 ноября объем просроченной задолженности составил 474,8 млрд руб. (против 369,8 млрд руб. за 10 месяцев 2012 года), рост превысил 22%. При этом статистика демонстрирует значительное увеличение доли кредитных карт в общей структуре просроченных платежей.
- За прошедший год многие банки снижали в своих портфелях долю POS-кредитов и активно наращивали карточный кредитный портфель, - отметил Ли. - Так, к примеру, сегодня за "кредитками" уже в большинстве случаев не надо обращаться в банк, многим клиентам давно пришли эсэмэс и поступили звонки о заранее одобренном кредите, за которым просто нужно зайти в отделение. Соответственно, с "взрослением" кредитного карточного портфеля пришло время его "вызревания" и роста уровня просроченной задолженности.
В днекабре Госдума планировала принять во втором и третьем чтении закон о потребкредитовании, к которому после первого чтения поступило почти четыре сотни поправок. Однако депутаты отказались от введения ограничений ростовщических ставок по кредитам. Для банков это существенное облегчение: если бы ограничение было принято, это еще более замедлило бы темпы роста розничного кредитного рынка, отметил начальник аналитического управления Банка БКФ Максим Осадчий. "Наиболее агрессивный рост - в сегменте необеспеченного потребительского кредита, где ставки наиболее высоки. Например, у ХКФ Банка ставка по карточному кредиту - 5% в месяц, что соответствует полной стоимости кредита 79,6% годовых. Кроме того, банки, финансирующие розничный кредит за счет дорогих вкладов населения, просто не выдержали бы такого перехода - их стратегия рассчитана на то, что высокие кредитные ставки компенсируют высокий уровень невозвратов", - сказал он.
С тем, что увеличение частоты дефолтов по кредитам регулируется пропорциональным увеличением ставки, согласился и старший аналитик Райффайзенбанка Денис Порывай. По его словам, для обеспечения прибыльности достаточно установить ставку на уровне 25-30%, в зависимости от уровня административных расходов банка. Ограничивая ставку по кредитам, регулятор, по сути, пресекает такой чисто арифметический подход, ведущий к накоплению кредитного риска, и стимулирует банки тщательнее оценивать кредитоспособность клиентов.
Вилен Ли считает, что ограничивать ставки по кредитам было бы не совсем справедливо, т. к. все банки разные, ресурсы и стоимость привлечения также значительно отличаются. По его мнению, подобные ограничения допустимы в качестве "пожарных" мер урегулирования частной проблемы, как, например, ограничение максимальной ставки по вкладам в период кризиса, но как постоянный инструмент регулирования политики финансового сектора не подходит. Сегодня высокие ставки объясняются прежде всего высокими рисками, которые закладываются в этой самой ставке, отметил эксперт и добавил, что рынок должен сам регулировать подобные процессы. С этим в итоге согласился и Комитет Госдумы по финансовым рынкам.
Обсуждается также возможность установления обязательного показателя отношения долга заемщика к его доходам (DTI). Сегодня он находится на уровне 45%, критическим считается показатель в 50%.
По мнению Максима Осадчего, введение этого показателя скорее всего никак не повлияет на рынок, так как поддельные справки по форме 2-НДФЛ можно приобрести в любой подворотне. Эксперт убежден, что радикально ситуация изменится только при условии допуска банков к информации о доходах физлиц, собираемой налоговыми органами и Пенсионным фондом России. В этом случае показатель DTI может стать действительно эффективным инструментом контроля уровня закредитованности населения.