19.11.2013 00:50
Власть

Сенаторы хотят пересмотреть уголовную политику РФ

Сенаторы хотят пересмотреть уголовную политику
Текст:  Татьяна Замахина
Российская газета - Столичный выпуск: №260 (6236)
Штрафы за коррупционные преступления - это "индульгенции", при помощи которых взяточники откупаются от правосудия. Такое мнение высказала на парламентских слушаниях в Совете Федерации спикер верхней палаты Валентина Матвиенко. Кроме отмены экономических наказаний за взятки парламентарии обсудили с руководством Генпрокуратуры, Следственного комитета, МВД и Верховного суда и другие революционные предложения - в частности, перераспределение полномочий между ведомствами, а также запрет на частые изменения законодательства.
Читать на сайте RG.RU

О том, что в уголовно-правовой политике страны накопилась масса противоречий, говорили многие выступающие на парламентских слушаниях. Генпрокурор Юрий Чайка признал, что законодательство в обсуждаемой сфере утратило всякую системность. По его словам, за последние 11 лет в УК было внесено свыше 700 поправок, зачастую непоследовательных. По словам Валентины Матвиенко, такая частая "шлифовка" производится иногда в угоду моменту, той или иной популистской идее или эффектной "пиар-кампании". В советское время, свидетельствует она, так легкомысленно с законодательством не поступали.

Идея, как остановить этот процесс, возникла у главы Комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Владимира Плигина: он предложил ввести мораторий на частые изменения Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов. Трогать эти документы, согласно его предложению, стоит не чаще одного раза в год, за исключением кризисных ситуаций. Выдвинул предложение на эту тему и зампредседателя Верховного суда РФ Анатолий Толкаченко - по его мнению, необходимо сократить число субъектов, наделенных правом законодательной инициативы.

Однако будет введен мораторий или нет, провести ревизию уголовно-правового законодательства все равно необходимо, пришли в к выводу собравшиеся. Это должна быть "тщательная криминологическая экспертиза", настаивает Юрий Чайка. Чтобы убрать накопившиеся противоречия, при президенте РФ создадут специальный совещательный орган. В итоге будет создаваться новая концепция уголовной политики РФ. Анатолий Толкаченко подсказал, что адекватный проект такой концепции уже есть - разработан в прошлом году.

В любом случае для приведения законодательства в работоспособный вид изменить придется немало. В частности, Валентина Матвиенко выступила против штрафов для взяточников: "От практики подобных индульгенций отказались веков пять назад". По мнению спикера Совфеда, человек, получавший миллионные взятки в течение многих лет, с легкостью заплатит даже большой по российским меркам штраф.

Генпрокурор же выступил за новое перераспределение полномочий между ведомствами, раскритиковав работу Следственного комитета. По словам Юрия Чайки, доминирование следователя в уголовном преследовании граждан привело к многочисленным необоснованным арестам. "Только за 2012-й и первое полугодие текущего года учтено почти 2400 незаконно задержанных и арестованных, - уточнил Чайка. - Однако виновных в этом должностных лиц, привлеченных к уголовной ответственности, следствие, как правило, не находит". Среди обозначенных им перекосов, с которыми необходимо бороться, - игнорирование следователями требований прокуроров о предоставлении самого уголовного дела или материалов доследственной проверки. "В результате решения о возбуждении уголовного дела не принимаются следователями годами. С нарушением сроков расследуется уже одна треть дел", - подчеркнул Чайка. Прокурор, по его словам, не вправе и прекратить уголовное дело - даже если собранные доказательства свидетельствует о невиновности человека.

Спикер Совфеда рассказала, к чему приводит такого рода перекос: "Когда человек, просидев в СИЗО не один месяц, затем выходит на свободу, перед ним, невиновным, тихо на ушко извиняются, а при этом семья, работа, карьера - все идет под откос". Если речь идет о не тяжких преступлениях, вместо заключения надо использовать такие цивилизованные формы, как залог или домашний арест, считает Матвиенко.

Госуправление Уголовное право Совет Федерации