19.11.2013 13:53
Происшествия

Сергей Цапок приговорен к пожизненному заключению

Главарь кущевской банды Сергей Цапок получил пожизненный срок
Текст:  Татьяна Павловская (Краснодарский край)
Российская газета - Столичный выпуск: №261 (6237)
В Краснодарском краевом суде был оглашен приговор Сергею Цапку и еще двум членам банды, действовавшей на протяжении многих лет в станице Кущевской. Суд согласился с мнением прокурора, приговорив лидера ОПГ и двух основных киллеров банды - Владимира Алексеева и Игоря Черных - к пожизненному сроку заключения с отбыванием наказания в колонии особого режима.
Читать на сайте RG.RU

Приговор в отношении других членов также банды - гендиректора агрофирмы "Слава Кубани" Вячеслава Цеповяза, дяди Сергея Цапка Николая и Владимира Запорожца, вышедшего в 2002 году из состава ОПГ, но успевшему к этому времени совершить одно убийство, будет оглашен в течение дня.

Решение был вынесено на основании вердикта присяжных, признавших всех шестерых подсудимых виновными и никого из них - достойными снисхождения. Рассматривая данное уголовное дело больше года и вникая во все детали, заседатели пришли к выводу: в суде было доказано, что бандиты орудовали в Кущевской с 1998 по 2010 год.

Изначально ее создал и возглавил Николай Цапок, под началом которого в 1998 году претупники совершили первое убийство. В 2002-м лидер ОПГ был убит, после чего руководство перешло к Сергею Цапку. Он решил мстить тем, кто, по его мнению, был причастен к смерти старшего брата. Подручными стали станичники, беспрекословно выполнявшие все приказы. В общей сложности преступники лишили жизни 19 человек, в том числе на их совести беспрецедентное по своей жестокости убийство 12 человек, четверо из которых - дети, в доме кущевского фермера Аметова в ноябре 2010 года.

Власть ничего не знала о существовании криминальной группировки в Кущевском районе

Многостраничный приговор со страшными подробностями совершенных злодеяний судья Владимир Кульков начал оглашать ровно в полдень при битком набитом зале. В зале участники процесса - потерпевшие, государственные обвинители, адвокаты, а также родственники подсудимых и журналисты. На этот раз разрешили видео и фотосъемку: для многочисленных репортеров освободили место в центре зала, где обычно сидят присяжные.

Несколько заседателей, принимавших участие в вынесении вердикта членами жюри присяжных, пришли на оглашение приговора. Сегодня они находятся вместе со всеми в зале заседаний. Все стоя выслушивают приговор. И это долгое стояние воспринимается всеми как дань памяти жертвам "цапков". Их родственники приехали на суд с фотографиями погибших от рук бандитов. Лилия Иванова, вдова убитого в 1998 году предпринимателя из кубанской станицы Крыловской, до начала процесса говорила, что ждала этого момента 15 лет. Ее мужа члены группировки забили железными прутьями.

- Наших близких не вернешь, но после ареста "цапков" появилась надежда, что машина смерти остановлена, - говорит Ольга Богачева, потерявшая в 2003 году от рук этих преступников мужа и сына. - Этого приговора ждут все нормальные люди в Кущевской.

…Объективы фотоаппаратов и телекамер нацелены на стеклянную "клетку" с подсудимыми. Родственники погибших стоят от нее в нескольких метрах и не могут сдержать слез, когда слушают, как убивали их близких. Весь этот год они ездили в суд как на голгофу, некоторые после этого попадали в больницу, но, поднимаясь, собрались с силами и снова отправлялись в Краснодар. Сначала на суды по членам банды - Быкову и Рябцеву (оба приговорены к 20 годам лишения свободы), потом на основной процесс над "цапками".

- Безумно тяжело было постоянно выслушивать все эти жуткие подробности, - говорит Виктория Костюк, у которой в доме Аметовых убили дочь и 11-месячную внучку. - Но мы ездили на заседания, чтобы адвокатам не удалось скрыть правду. Уж как они старались убедить присяжных, что никакой банды в Кущевской не было. Вся станица, весь район, да что там - весь край знали об этом, сами они на следствии признавались, а на суде начали из себя невинных овечек строить. Я, когда узнала, что мою Лену зарезал Алексеев, сразу вспомнила сон, который увидела через несколько дней после убийства. Стоит моя доченька, моет под краном нож. "Он же чистый",- говорю. А она в ответ: "Кровь на нем, посмотри". Спрашиваю: "Кто зарезал тебя?" Беспредел", - отвечает. А кличку эту в Кущевской все знают: так Алексеева зовут. Он моей Лене со школы прохода не давал, все ее домогался. Пока замуж не вышла, боялись ее одну из дома отпускать. Когда Вова Беспредел на суде безбожно врал, я на него в упор смотрела, так он глаза отводил сразу.

На предварительном следствии Алексеев и другие соучастники убийства, рассчитывая на снисхождение, пытались обелить себя и "сдавали" подельников. Причем первым признательные показания дал лидер банды Сергей Цапок. Именно от него правоохранители узнали о деталях, которые потом помогли найти неопровержимые улики. После Цапка заговорили Быков, Карпенко и Алексеев с Рябцевым.

На следственных экспериментах подробно рассказывали о нападении на дом Аметовых. Как сначала избили и связали мужчин, а потом, угрожая оружием, связали женщин. А после, уже беззащитных, резали одним ножом. Маленьких детей задушили. Следы крови были на перчатках Цапка, Алексеева и Карпенко. Черных душил детей. Он единственный, кто не просил суда присяжных, заявив перед ними, что готов к тому, что его расстреляют. А потом начал вместе со всеми отпираться от содеянного.

- У них у всех руки по локоть в крови, - говорит Владимир Сребный, чью дочь и внука зарезали "цапки". - Они привыкли к безнаказанности и так долго чувствовали себя хозяевами жизни, что даже за решеткой не могут смириться со своим нынешним положением. На лицах ни капли раскаяния, а у Цапка - просто звериное выражение глаз.

Никто из подсудимых не признал своей вины, а после вынесения обвинительного вердикта их защитники просили распустить коллегию присяжных и направить дело на новое рассмотрение в ином составе суда.

Выступая с последним словом, Сергей Цапок заявил, что не собирается кончать жизнь самоубийством, как некоторые надеются. "Мы еще с вами встретимся", - обратился он к присутствующим в зале журналистам, которых считает причиной несчастий своей семьи. "Зачем постоянно пишете о моей матери и о матери моих детей? - вопрошал Цапок. - И причем наша земля и имущество, если я, как говорит следствие, мстил за брата?"

Судья остановил выпад в сторону представителей СМИ: "Они не являются участниками процесса, обращайтесь к суду", - сказал Владимир Кульков. Тогда Цапок попросил суд "защитить его маму и мать его детей". Похоже, он понимал, что просить что-то лично для себя - бесполезно.

Прокурор пояснил, что вскоре после его задержания были наложены аресты на имущество и счета членов семьи Цапок. Только на пенсионном счете мамы оказалось 158 миллионов рублей, на счете Анжелы ("мать моих детей", как ее называет Сергей) - 6 миллионов долларов. А у самого Цапка - сущие копейки: три тысячи на шести счетах и только на одном - 40 тысяч рублей. А ведь на суде он заявлял, что был "сверхбогатым человеком, ворочал миллиардами". Куда же делись деньги?
Выступая на процессе, защитники упрекали потерпевших по поводу заявленных исков: за деньгами, мол, погнались.

- После этих слов я от негодования едва не задохнулся, - говорит сын погибшего фермера Аметова. - По просьбе следователей иск на миллиард рублей написал, чтобы в его обеспечение смогли счета арестовать и не дать увести бандитские деньги. А что эти деньги кровавые, никто в Кущевской не сомневается.

Родственники жертв "цапков" назвали справедливым вынесенный в Краснодаре приговор.

- Они получили высшую меру, предусмотренную законом, - пожизненное наказание, - говорит Джалиль Аметов. - Жаль, что мораторий на смертную казнь не отменили.

Они надеются, что теперь из станицы навсегда ушел страх.

Суд Краснодар Кубань. Северный Кавказ