Организаторы попытались проследить преемственность поколений на примере десяти уральских семей. Однако пока максимальный возраст семейных фирм в России не превышает двух десятков лет. Оно и понятно: 70 с лишним лет воспоминаний о предках старались избегать, а четверть века - слишком малый срок для возникновения настоящих династий. Так что установить реальную связь современных деловых людей с оборотистыми пращурами проблематично. Можно, разве что, в целях формирования имиджа украсить интерьер офиса изображением генеалогического древа или портретом бородатого купца.
Современных компаний "Имярек и сыновья" тоже не существует. Дети капитанов крупного бизнеса продолжать дело отцов не стремятся. Причина простая: "Вот и шли их, обормотов, в заграничные турне!" - овладев языками и получив образование в Европе, отпрыски устраиваются в западные корпорации.
Впрочем, в менее состоятельных семьях картина иная.
- В малом бизнесе семейный опыт и связи дают дополнительный шанс на успех: значительно повышается устойчивость компании, - утверждает Юлия Малоземова, директор екатеринбургского фонда развития предпринимательства.
32-летнему первоуральцу Динису Тахаутдинову, одному из участников музейного проекта, стартовый капитал достался как раз благодаря родственным связям. Динис начинал с грузоперевозок, но в 2008-м по не зависящим от него обстоятельствам из бизнесмена пришлось переквалифицироваться в охранники. Но руки он не опустил. Наследство, доставшееся от дедушки, Динис пустил в дело - купил хлебопечку и запустил мини-пекарню. А хлеб стал печь по рецепту, оставшемуся от бабушки. Воспользовался программой "Начни свое дело", получил льготный кредит, приобрел печку помощнее… Сейчас в производстве занята вся семья, двенадцать человек - родители Диниса, его братья и их жены. Младшее поколение тоже принимает посильное участие: летом, когда вся семья выезжает на родину, в Башкирию, дети помогают заготавливать дикий хмель, использование которого и есть изюминка их хлеба.
Другой удачный пример семейного предприятия - Савкины из Невьянска. Художник Петр Савкин занимается иконописью с 1994 года. Бизнесом это дело стало в 2006-м, когда он приобрел "оборонную" технологию прессования дерева. Это позволило начать изготавливать "инновационные" иконы на коже, медные расписные барельефы, складни. Расширив ассортимент, Петр убедил трех дочерей переехать в Невьянск и поддержать отца. Сейчас в иконописной мастерской работают 20 человек - художники, ювелиры, резчики по дереву. Планируется участие в бизнесе следующего поколения Савкиных, во всяком случае трехлетний внук Денис заявил: "Буду директором, когда деда состарится".
Впрочем, потомки самых настоящих предпринимателей здесь тоже есть. Бизнес-тренер Ольга Ошуркова - из рода известных уральских купцов и благотворителей, которым Екатеринбург обязан несколькими памятниками культуры. В одном особняке Ошурковых - главная городская библиотека, в другом - Уральский центр ремесел, в стенах третьего снимали художественный фильм с Сергеем Безруковым в главной роли... Сама Ольга вот уже четыре года пытается реализовать свой проект мобильной молочной кухни, помещающейся в сумочке: разработала бизнес-план, технологические карты, участвовала в конкурсах, запатентовала устройство сама, без поверенного. Вот только инвесторы пока в очередь не выстраиваются.
- Когда реализую свой проект и появятся деньги, тогда инвестирую в проект дочери, - планирует Ольга.
Ее дочь Анастасия, очевидно, унаследовала изобретательскую жилку: в шесть лет придумала, собрала и провела опытные испытания калейдоскопа для лечения косоглазия на основе светодиодной платы.
- В музейном проекте мы хотели показать "соль земли" - представителей малого бизнеса, который служит идеологической и нравственной основой экономики, - объясняет историк Владимир Быкодоров, куратор выставки, заместитель гендиректора областного краеведческого музея. - Они трудяги, стопроцентные предприниматели, которые достают деньги не из скважины и не из-под чиновничьего кресла, а зарабатывают своими руками, начав с нуля. Они достойны, как минимум, уважения.
Елена Бойко, бизнес-тренер:
- Около 20 процентов сегмента малого и среднего предпринимательства - это семейный бизнес. Основной аргумент в пользу создания компании с участием родственников - стремление оставить деньги в семье. Кроме того, к делу можно приобщить детей и передать его в наследство. Бизнес небольшого масштаба практически всегда представляет собой "семью": маленький коллектив предполагает построение более прочных внутренних связей. В семейном деле выстраивать их не надо, между родственниками они уже существуют.
Но отсюда же вытекает главный недостаток: семейные проблемы переносятся на работу. Среди членов одной семьи трудно формализовать производственные отношения по типу "начальник - подчиненный". Негативно сказывается и "дурная семейственность" - назначение людей на должность только из-за родственных связей. Так что такой тип ведения дел экономически выгоден тем, кто без проблем сосуществует как дома, так и на работе.