20.11.2013 21:00
Экономика

В музее открылась выставка бизнес-династий Урала

На Урале создаются новые предпринимательские династии
Текст:  Ксения Дубичева (Свердловская область)
Российская газета - Экономика УРФО: №0 (6238)
Выставка "Династии уральских предпринимателей", открывшаяся в Свердловском краеведческом музее, подчеркивает не столько связь времен, сколько молодость российского бизнеса.
Читать на сайте RG.RU

Организаторы попытались проследить преемственность поколений на примере десяти уральских семей. Однако пока максимальный возраст семейных фирм в России не превышает двух десятков лет. Оно и понятно: 70 с лишним лет воспоминаний о предках старались избегать, а четверть века - слишком малый срок для возникновения настоящих династий. Так что установить реальную связь современных деловых людей с оборотистыми пращурами проблематично. Можно, разве что, в целях формирования имиджа украсить интерьер офиса изображением генеалогического древа или портретом бородатого купца.

Современных компаний "Имярек и сыновья" тоже не существует. Дети капитанов крупного бизнеса продолжать дело отцов не стремятся. Причина простая: "Вот и шли их, обормотов, в заграничные турне!" - овладев языками и получив образование в Европе, отпрыски устраиваются в западные корпорации.

Впрочем, в менее состоятельных семьях картина иная.

- В малом бизнесе семейный опыт и связи дают дополнительный шанс на успех: значительно повышается устойчивость компании, - утверждает Юлия Малоземова, директор екатеринбургского фонда развития предпринимательства.

32-летнему первоуральцу Динису Тахаутдинову, одному из участников музейного проекта, стартовый капитал достался как раз благодаря родственным связям. Динис начинал с грузоперевозок, но в 2008-м по не зависящим от него обстоятельствам из бизнесмена пришлось переквалифицироваться в охранники. Но руки он не опустил. Наследство, доставшееся от дедушки, Динис пустил в дело - купил хлебопечку и запустил мини-пекарню. А хлеб стал печь по рецепту, оставшемуся от бабушки. Воспользовался программой "Начни свое дело", получил льготный кредит, приобрел печку помощнее… Сейчас в производстве занята вся семья, двенадцать человек - родители Диниса, его братья и их жены. Младшее поколение тоже принимает посильное участие: летом, когда вся семья выезжает на родину, в Башкирию, дети помогают заготавливать дикий хмель, использование которого и есть изюминка их хлеба.

Другой удачный пример семейного предприятия - Савкины из Невьянска. Художник Петр Савкин занимается иконописью с 1994 года. Бизнесом это дело стало в 2006-м, когда он приобрел "оборонную" технологию прессования дерева. Это позволило начать изготавливать "инновационные" иконы на коже, медные расписные барельефы, складни. Расширив ассортимент, Петр убедил трех дочерей переехать в Невьянск и поддержать отца. Сейчас в иконописной мастерской работают 20 человек - художники, ювелиры, резчики по дереву. Планируется участие в бизнесе следующего поколения Савкиных, во всяком случае трехлетний внук Денис заявил: "Буду директором, когда деда состарится".

Впрочем, потомки самых настоящих предпринимателей здесь тоже есть. Бизнес-тренер Ольга Ошуркова - из рода известных уральских купцов и благотворителей, которым Екатеринбург обязан несколькими памятниками культуры. В одном особняке Ошурковых - главная городская библиотека, в другом - Уральский центр ремесел, в стенах третьего снимали художественный фильм с Сергеем Безруковым в главной роли... Сама Ольга вот уже четыре года пытается реализовать свой проект мобильной молочной кухни, помещающейся в сумочке: разработала бизнес-план, технологические карты, участвовала в конкурсах, запатентовала устройство сама, без поверенного. Вот только инвесторы пока в очередь не выстраиваются.

- Когда реализую свой проект и появятся деньги, тогда инвестирую в проект дочери, - планирует Ольга.

Ее дочь Анастасия, очевидно, унаследовала изобретательскую жилку: в шесть лет придумала, собрала и провела опытные испытания калейдоскопа для лечения косоглазия на основе светодиодной платы.

- В музейном проекте мы хотели показать "соль земли" - представителей малого бизнеса, который служит идеологической и нравственной основой экономики, - объясняет историк Владимир Быкодоров, куратор выставки, заместитель гендиректора областного краеведческого музея. - Они трудяги, стопроцентные предприниматели, которые достают деньги не из скважины и не из-под чиновничьего кресла, а зарабатывают своими руками, начав с нуля. Они достойны, как минимум, уважения.

компетентно

Елена Бойко, бизнес-тренер:

- Около 20 процентов сегмента малого и среднего предпринимательства - это семейный бизнес. Основной аргумент в пользу создания компании с участием родственников - стремление оставить деньги в семье. Кроме того, к делу можно приобщить детей и передать его в наследство. Бизнес небольшого масштаба практически всегда представляет собой "семью": маленький коллектив предполагает построение более прочных внутренних связей. В семейном деле выстраивать их не надо, между родственниками они уже существуют.

Но отсюда же вытекает главный недостаток: семейные проблемы переносятся на работу. Среди членов одной семьи трудно формализовать производственные отношения по типу "начальник - подчиненный". Негативно сказывается и "дурная семейственность" - назначение людей на должность только из-за родственных связей. Так что такой тип ведения дел экономически выгоден тем, кто без проблем сосуществует как дома, так и на работе.

Малый бизнес Свердловская область Урал и Западная Сибирь