20.11.2013 21:25
Экономика

На Урале придумали, как удешевить и ускорить строительство автодорог

На Среднем Урале разработали технологию, удешевляющую строительство автомагистралей
Текст:  Анатолий Горлов (Свердловская область)
Российская газета - Экономика УРФО: №0 (6238)
Начиная со следующего года расходы на строительство и ремонт дорог в Свердловской области из-за дефицита бюджетных средств будут значительно урезаны. Впрочем, и в недавние времена, когда денег в казне было побольше, состояние автодорог на Среднем Урале было далеко от желаемого. По данным регионального министерства транспорта и связи, из почти 31 тысячи километров автотрасс (в том числе 19 тысяч километров местного значения) сегодня только 14 процентов находятся в нормативном состоянии и 35 - в допустимом. То есть меньше половины автодорог в Свердловской области можно назвать пригодными для использования. При пессимистическом прогнозе наполнения бюджета в ближайшие годы и сокращении расходов на дорожную сферу очевидно, что качество дорог будет снижаться. Хуже всего придется малым городам и сельским поселениям: с мечтой о ровном асфальте их жителям придется на неопределенное время распрощаться.
Читать на сайте RG.RU

Между тем специалисты предприятия "Староцементный завод" утверждают, что нашли способ увеличить темпы дорожного строительства при меньших бюджетных затратах. Они предлагают использовать в качестве основания дорожного покрытия отходы ТЭЦ и ГРЭС, то есть золу от сгорания угля, запасов которой в Свердловской области - десятки миллионов тонн. Суть технологии в том, что вместо глины, песка и щебня - весьма недешевых компонентов дорожной "подушки" - используется зола в сочетании со специальными добавками. Смесь укладывается прямо на грунт, предварительно выровненный грейдером, а затем укатывается катком. Движение грузового транспорта можно открывать через трое суток (при обычной технологии - минимум через 28 часов). Но зато материал по прочности превосходит щебеночное основание - он выдерживает интенсивный поток грузовиков с нагрузкой более 11 тонн на ось, обладает водоотталкивающими свойствами, что не позволяет влаге проникать внутрь покрытия и разрушать его при перепадах температур в межсезонье.

В лаборатории использования дорожно-строительных материалов Уральского филиала ФГУП РосдорНИИ подтвердили: у комплексных стабилизирующих добавок "Староцементного завода" с применением золы - большие перспективы.

- Результаты экспертизы показали, что добавки могут использоваться в качестве как нижнего, так и верхнего слоя дорожного основания, - сообщила заведующая лабораторией Наталья Дедюхина. - По прочности и долговечности они способны выдержать 25 зимних циклов в климатических зонах Урала и Сибири, то есть не уступают зарубежным аналогам, но гораздо дешевле.

Есть у технологии с использованием золы и другие достоинства. Их отметили специалисты Автомобильно-дорожного института (АДИ) Уральского лесотехнического университета. Они подчеркивают экономические преимущества новой технологии. Посудите сами: вместо шести слоев дорожного "сэндвича" - грунт, три слоя щебня, асфальтобетонная смесь и слой поверхностной обработки - требуется всего два слоя: стабилизированный добавками грунт и щебеночно-мастичный асфальт. Используя эту технологию, даже при нынешнем количестве дорожно-строительной техники в Свердловской области темпы строительства автотрасс можно увеличить в 5-7 раз, утверждают специалисты АДИ. Добавим также, что, по их расчетам, материалов на новые объекты или ремонт потребуется на 30-60 процентов меньше, например, толщина асфальта может быть уменьшена на 40 процентов, а допустимая нагрузка при этом увеличивается более чем вдвое по сравнению с дорогами, построенными обычным способом.

- Основная экономия заключается в дешевом сырье, - рассказывает химик-технолог "Староцементного завода" Александр Плинер. - Зола стоит менее 20 рублей за тонну, а ее запасов в Свердловской области накопилось более 20 миллионов тонн, и этот материал фактически не используется. При этом золоотвалы пополняются на миллион тонн в год. То есть имеется дешевый и восполняемый материал, недостатка в котором не будет. А заодно и природе поможем, используя техногенные отходы на благо людей.

Еще один факт: для изготовления смеси не нужно создавать специальное производство,  достаточно привычных растворно-бетонных узлов, которые можно разместить вдоль строящейся или ремонтируемой автотрассы в нужном количестве. Единственное условие: растворный узел от места ремонта должен находиться не более чем в двух-трех часах езды (150 километров), иначе начнется процесс схватывания смеси.

Для сельских поселений эта технология - настоящая находка. Ведь там нет такого интенсивного движения транспорта, как на основных автомагистралях. Поэтому достаточно разровнять грунт и уложить смесь прямо на землю. Затрат минимум, но о былом бездорожье можно забыть на долгие годы. Этим материалом можно также укреплять обочины дорог, стройплощадки, что весьма актуально для Екатеринбурга: обилие грязи нынешней осенью - результат того, что с разбитых в хлам подъездных путей к стройплощадкам грузовики тащат грязь на колесах прямо на городские улицы. Смесь добавок с золой отлично подойдет и для прокладки тротуаров, велосипедных дорожек, площадок различного назначения - для отдыха, занятий спортом, парковок и тому подобных целей.

Чтобы продемонстрировать достоинства своего ноу-хау, разработчики планируют построить с применением нового материала экспериментальный участок дороги. И пригласят посмотреть на укладку представителей всех заинтересованных ведомств: пусть убедятся в том, как можно сделать много качественных дорог за меньшие деньги.

Вариантов внедрения новой дорожной технологии немного. Самый простой, если глава какого-нибудь муниципального образования возьмет на себя смелость опробовать новацию и тем самым даст ей дорогу в жизнь. Второй путь более надежный, но долгий: областное управление автодорог даст директиву проектным институтам применять новый материал в дорожном строительстве, но это может занять годы.

А время терять - усугублять ситуацию в дорожной отрасли. По оценкам специалистов, недоремонт российских дорог в настоящее время достигает 70 процентов, а срок службы автомобилей в России на 30 процентов короче, чем в Европе, а их владельцы тратят втрое больше денег на ремонт машин именно из-за плохого качества дорожного покрытия. По этой же причине растут транспортные издержки бизнеса, а значит, и цены на продукты и товары. Возможно, идея специалистов "Староцементного завода" помогла бы найти выход из этого положения.

комментарии

Василий Старков, заместитель министра транспорта и связи Свердловской области:

- Чтобы начать использовать новый материал в дорожном строительстве, необходимо иметь результаты научно-исследовательских работ, опытного применения, разработать нормативную документацию для проектного применения и так далее. Когда все эти данные будут на руках, можно говорить о внедрении материала в систему дорожного строительства.

Александр Столбов, глава Далматовского района (Курганская область):

- Существующие технологии дорожного строительства очень затратны, особенно для муниципальных образований с небольшим бюджетом. Поэтому, конечно, разработки "Староцементного завода" вызывают интерес. Готов приехать и посмотреть на месте, как работает эта технология. Может быть, используем ее у себя - как раз собираемся ремонтировать автотрассу Далматово - Камышлов. Если технология настолько экономична, как говорят разработчики, то для муниципальных образований это может стать прорывом в дорожной отрасли.

Экономика Свердловская область Урал и Западная Сибирь