20.11.2013 00:25
Экономика

В Москве оседает 62 процента поступающих в страну инвестиций

62 процента инвестиций, поступающих в Россию, оседают в столице
Текст:  Любовь Проценко
Российская газета - Столичный выпуск: №261 (6237)
35 миллиардов долларов иностранных инвестиций поступило в экономику Москвы по итогам 2012 года, что в полтора раза больше, чем три года назад, когда во главе столицы встало новое правительство. Эти цифры прозвучали на Втором Московском международном форуме по иностранным инвестициям, недавно прошедшем в Центре международной торговли на Краснопресненской набережной. Этот форум вызвал не только небывалый интерес, но и множество вопросов у более чем 2 тысяч его участников. На наиболее часто звучавшие по просьбе "РГ" отвечает министр правительства Москвы руководитель департамента внешнеэкономических и международных связей столицы Сергей Черемин.
Читать на сайте RG.RU

Сергей Евгеньевич! В рейтинге Duing Business, составляемом Всемирным банком, у России в этом году наметилась заметная подвижка: вместо 112-го места из 178 стран по условиям ведения бизнеса в городе она переместилась на 92-е. Решающую роль в этом, конечно же, сыграла Москва, так как все контрольные замеры делаются именно по ней. И тем не менее, как показал форум, о переменах к лучшему инвесторы пока говорят весьма осторожно...

Сергей Черемин: Но деньги-то вкладывают! 62% всех инвестиций, поступающих в Россию, осваиваются именно в Москве. Да и те, что ушли в регионы, как правило, сначала "попробовали воду", то есть испытали инвестиционный климат у нас в городе и лишь потом двинулись дальше, в глубь России. На мой взгляд, это лучший показатель доверия инвесторов к столице.

Об этом свидетельствуют и другие рейтинги. Например, самый свежий, Stadart & Poor s, недавно подтвердил кредитные рейтинги Москвы на уровне "ВВВ/ruAAA", как стабильный. В своем подробном отчете Standard & Poor s отметил позитивные факторы, на основании которых дана эта оценка: низкий уровень долга, "очень позитивные" показатели ликвидности, небольшой объем условных обязательств.

Президент страны Владимир Путин поставил задачу вывести Россию по условиям для ведения бизнеса в первую двадцатку. И судя по тому, как много в Москве делается для устранения бюрократических препон, в ближайшее время цель достижима. С прошлого года, например, стало можно получить разрешение на строительство и ввод зданий по Интернету. Заявку на утверждение архитектурно-градостроительного решения или выдачу градостроительного плана земельного участка теперь возможно через портал госуслуг подать из любой точки мира, не обивая пороги кабинетов. Это существенно сокращает сроки всех согласований и надежно защищает инвесторов от встреч с коррумпированными чиновниками.

Десятилетиями Москва получала в основном портфельные инвестиции, то есть по сути товары и услуги в кредит. Удалось ли увеличить долю прямых инвестиций в экономику города?

Сергей Черемин: Медленно, но растет и она. Если в 2010-м мы имели 3,8 млрд долларов прямых инвестиций, то в 2012-м - уже 4,2 млрд, а лишь за первое полугодие 2013-го получено почти 5,4 млрд долларов. По оценке Ernst & Young Global Limited за счет них лишь за последние пять лет в городе реализован 231 проект, в рамках которых создано 3735 новых рабочих мест. Они появились в производстве машин и оборудования, разработке программного обеспечения, сфере финансового посредничества.

Инвесторы из каких стран вкладывают деньги в экономику столицы?

Сергей Черемин: Таких стран около 120. Пятерка первых по привлечению капитала в экономику столицы среди стран дальнего зарубежья по итогам I полугодия 2013 года - Швейцария, Франция, Нидерланды, Великобритания, США. По итогам первого полугодия 2013-го на их долю пришлось 64% всех привлеченных иностранных инвестиций в экономику города Москвы за I полугодие 2013 года, а также 12% всех привлеченных прямых иностранных инвестиций по итогам I полугодия 2013 года.

В последние годы московские власти высказывают большую заинтересованность в высокотехнологичных проектах. Находит это отклик у инвесторов?

Сергей Черемин: Да, в российскую столицу пошли квалифицированные компании из области высоких технологий, коммуникаций, машиностроения. Много предложений поступает в научно-техническую сферу, разработку фармакологических препаратов на базе московских институтов и других продуктов. Но инвестиции в эти проекты пока все-таки уступают вложениям в торговлю, недвижимость, услуги. Для выравнивания ситуации создана целая сеть технопарков и территориальных инновационных кластеров с определенными льготами для их резидентов. Это технопарки "Строгино" и "Слава", технополис "Москва", бизнес-инкубатор "Зеленоград", территориальный инновационный кластер по разработке новых материалов, лазерных и радиационных технологий, расположенный в городе Троицке, входящем в состав Новой Москвы. Задача этих центров - поддерживать инновационные проекты с самого начала. Там уже зарегистрирован ряд компаний с иностранным капиталом, весьма успешно осуществляющих свою деятельность.

В адресной инвестиционной программе Москвы первое место занимает транспортное развитие города, цель которого - вывести его из пробок. Инвесторы готовы принять участие в этой работе?

Сергей Черемин: Не только готовы, но уже принимают. В частности, около 40% инвестиций, как частных, так и государственных, поступивших за прошлый год, были направлены именно в транспортный сектор. С учетом этого правительством Москвы впервые принята очень амбициозная трехлетняя инвестпрограмма - на 2013-2016 годы. В ней предусмотрено поддержание и развитие транспортной и коммунальной инфраструктуры, а также обеспечение прироста инвестиций в недвижимость и социальную сферу. Из столичного бюджета на реализацию этой программы запланировано направить 1,5 триллиона рублей, еще более 1 триллиона, по прогнозам, вложат инвесторы.

На глазах растут темпы строительства метро. Вместо недавних 3-4 км линий в год в этом году Москва планирует ввести в строй уже 12 км новых линий и 6 станций. И это еще не предел, ведь за 8 лет в соответствии с планами города должно быть построено 160 км новых линий и 75 станций метро. А иностранные компании могут участвовать в тендерах на эти стройки?

Сергей Черемин: Москва уже активно использует и зарубежную технику при строительстве подземки, и технологии, испытанные при ее прокладке в других столицах мира, и опыт иностранных специалистов. Например, активное участие в проектировании Таганско-Краснопресненской линии принимают испанские инженеры. А Калининско-Солнцевскую ветку, которая идет в Новую Москву, строят компании из Азербайджана, Украины, Беларуси.

Новые поезда, которыми сейчас комплектует город подземку, также изготовлены с использованием иностранных технологий и решений. В этом году мы переходим от обычных конкурсных закупок вагонов для метро к контрактам жизненного цикла. В ближайшее время планируется выставить на конкурс до трех лотов на 2500-3500 вагонов, которые должны быть поставлены за 2015-2020 годы. Победителям этого конкурса предстоит не только их поставить, но и обслуживать на протяжении 30 лет. Среди компаний, высказавших желание принять участие в этом конкурсе, - целый ряд не только российских, но и самых известных в мире зарубежных концернов.

Огромный потенциал для развития Москвы - ее промзоны. В настоящее время разработано более 40 проектов планировок их новой застройки. В их реализации найдется место иностранцам?

Сергей Черемин: Безусловно. Самый ближайший проект, который скоро будет выставлен на конкурс - по перепрофилированию территории ЗИЛа, по масштабам сравнимой с Московским международным деловым центром "Москва-Сити". Город видит ее современным многофункциональным районом, застроенным не только жильем, но и гостиницами, апартаментами, со всей необходимой социальной инфраструктурой, благоустроенными набережными Москвы-реки и парками, новыми дорогами, станциями метро и Малого кольца Московской железной дороги. Пусть в небольшом количестве, но сохранится там и автопроизводство, как связующая нить с историей района. Многие иностранные компании, среди которых и итальянский "Фиат", сейчас прорабатывают возможность занять эту нишу.

А как вы оцениваете ход формирования международного финансового центра в Москве?

Сергей Черемин: Над этим работают и московские власти, и федеральный центр. Последним сделано немало. В частности, приняты законы по усилению борьбы с инсайдерской информацией, регламентированию процедуры клиринга и упрощения эмиссии ценных бумаг. Создан центральный депозитарий, что позволяет вести учет прав на ценные бумаги по международным стандартам, значительно снизив при этом риски для участников рынка. Образованная два года назад Московская биржа успешно провела собственное IPO. Интенсивно совершенствуются технологии, введен режим торгов T+. Все это способствует тому, чтобы эта площадка стала самой динамично развивающейся и удобной для эмитентов и инвесторов, как российских, так и международных.

Кроме того, в текущем году началась реформа регулирования финансового рынка - на базе Центрального банка создан единый регулятор. Поставлена задача - сделать рынок капитала прозрачным и гарантировать сохранность вложенных средств. Реализация дорожной карты, утвержденной в июне этого года правительством России по созданию международного финансового центра и улучшению инвестиционного климата нашей страны, призвана повысить конкурентоспособность нашего финансового рынка, ускорить инвестиционную и деловую активность в экономике страны.

Усилия правительства Москвы в свою очередь сосредоточены на модернизации общественного транспорта и развитии сети дорог, создании мультиязычной навигации, повышении качества образования и медуслуг в клиниках города, появлении комфортной инфраструктуры для ведения бизнеса и туристической инфраструктуры. В частности, за 2013-2016 годы плотность дорожной сети в городе планируется довести с 3,95 кв.км до 4,28, что позволит увеличить среднюю скорость транспорта в часы пик с 14,8 до 18 км/час, а полуэкспрессных автобусов на выделенных полосах - с 21,4 км до 30 км в час. Количество такси увеличится в 2,3 раза и достигнет 430 единиц на 100 тысяч человек - то есть вполне европейского показателя. Охват территории города интеллектуальной транспортной системой вырастет с 45% до 100%, что позволит существенно улучшить и безопасность дорожного движения.

Для обслуживания туристов создан круглосуточный call-центр, работающий на шести языках. Действует и мультиязычный городской туристский интернет-портал (www.travel2moscow.com) и его мобильная версия.

А в социальной сфере что нового?

Сергей Черемин: Для лучшего обслуживания иностранцев и увеличения числа клиник, имеющих возможность оказывать медицинские услуги иностранцам, заключены первые 5 контрактов с ведущими мировыми страховыми компаниями. В 2014 году эта практика продолжится.

Мировые эксперты заметили усилия Москвы?

Сергей Черемин: Москва стабильно значится в списке 1- международных финансовых центров, значение которых, по мнению экспертов, вероятнее всего, в ближайшие годы возрастет. А согласно индексу глобальных городов Global Cities Index 2012 консалтинговой компании A. T. Kearney, Москва вошла в список 20 глобальных городов, вносящих значительный вклад в развитие мировой цивилизации.

Справка "РГ"

В Москве проживает менее 10% населения страны, тем не менее она производит 20% ВВП России. Через столицу проходит 80% всех финансовых потоков, сосредоточено более половины банковских активов страны. Бюджет Москвы превышает 50 млрд долларов, уступая в мире по размеру Нью-Йорку и Шанхаю.

Экономика Москва Столица