Сегодня истекает срок, когда сторонники и оппоненты этого проекта из местных граждан, проживающих на Чукотке, могли ознакомится с протоколом общественных слушаний и, если пожелают, оставить замечания. Но они - эти замечания - уже ни на что не повлияют: в Москву будет отправлен документ с одобрением проектной документации, которая была представлена на рассмотрение общественности Дирекцией строящихся ПАТЭС.
Дирекция эта существует как филиал концерна "Росэнергоатом", и за семь лет в ней сменилось несколько руководителей. Нынешний глава филиала Сергей Завьялов, побывавший на слушаниях в Певеке, сообщил собравшимся, что плавучая атомная теплоэлектростанция, которая достраивается сейчас на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге, является первой и пока единственной в своем роде. И именно она, встав на прикол у побережья Чукотки, должна заменить собой не только выработавшую ресурс Чаунскую ТЭЦ, но и Билибинскую атомную электростанцию, где тоже назревает вопрос об остановке энергоблоков. На это указывают и техническое состояние, и очевидная убыточность Билибинской АЭС в отсутствие прежних крупных потребителей энергии.
В ходе слушаний, которые проведены в Певеке, было заявлено, что сооружение ПАТЭС предусмотрено стратегией развития Чукотского автономного округа до 2020 года. Этой осенью на берегу и у побережья Чукотки проводились геологические исследования и поиск наиболее подходящего места для привязки нового, нигде ранее не применявшегося энергообъекта. По словам проектировщика, это будет комплекс сооружений, включая сам плавучий энергоблок с установками типа КЛТ-40С, береговые узлы для передачи электро- и теплоэнергии во внешние сети, а также набор гидротехнических сооружений.
До недавних пор наиболее вероятным местом размещения первой станции называли Вилючинск - военный городок и основную базу подводных сил Тихоокеанского флота. Но туда по указанию Владимира Путина спешно подтянули ветку газопровода, и ТЭЦ на газе - "синица в руках" - для городских властей стала куда предпочтительной, чем широко разрекламированная плавучая АЭС.
И город Северодвинск с оборонной верфью "Севмаш", где в апреле 2007 года, при большом стечении VIP-гостей, был заложен корпус будущей станции под громким названием "Академик Ломоносов", спустя два года от нее избавился. Отказался от строительства, и - главное - от размещения на своей акватории в качестве референтного (то есть показательного) энергоблока, вовремя посчитав, что киловатт электричества от такой "плавучей батарейки" попросту разорит завод. Бывший в ту пору генеральным директором "Севмаша" Николай Калистратов вместе с главой "Росатома" Сергеем Кириенко имел по этому поводу малоприятный разговор с председателем правительства РФ Владимиром Путиным в его загородной резиденции.
Эмоции опускаем, констатируем результат: уже в 2009 году достройку плаучей электростанции перенесли на Балтийский завод, подписав соответствующий договор. Но и в Санкт-Петербурге, где находится знаменитый Балтзавод, "Академик Ломоносов" с его безумно дорогими киловаттами тоже без надобности. Тем более, что рядом с действующей Ленинградской АЭС уже строятся два новых энергоблока-миллионника ЛАЭС-2.
Вот и вернулись создатели плавучей АТЭС в Певек, откуда начинали более десяти лет назад и где не встретили тогда поддержки населения и единодушия властей. Сейчас, похоже, ситуация переменилась. На недавних слушаниях прибывшие из Москвы специалисты заверяли местных жителей в абсолютной безопасности своего объекта. Как было заявлено, уже в самом проекте обеспечена "устойчивость к широкому спектру внешних воздействий, включая землетрясения силой 9 баллов, ураганный ветер до 80 м/с, взрыв, падение вертолета". При этом физическая охрана плавучей атомной станции будет осуществляться специальным подразделением внутренних войск численностью в 350 человек.
Важное заявление незадолго до этого сделал генеральный директор "Росэнергоатома" Евгений Романов. По его словам, Певек как возможная точка размещения плавучей АЭС рассматривается в приоритетном порядке еще и потому, что "есть проблемы перевода Билибинской АЭС в режим без генерации". То есть только на выработку тепла для пристанционного поселка. "А ПАТЭС, - развил свою мысль Романов, - сможет соблюсти баланс электро - и теплогенерации, тем более что есть линии, которые могут обеспечить передачу электроэнергии до Билибинского района".
Как следует из итогового протокола общественных слушаний, их участники "одобрили представленную проектную документацию по ПАТЭС и рекомендовали при утверждении документации максимально учесть предложения и замечания участников обсуждений". В срок до 21 ноября 2013 в помещении Чаунского краеведческого музея с этим документом могли ознакомиться все желающие. А после этой даты протокол обсуждений направляется в концерн Росэнергоатом", администрацию Чаунского района, в правительство Чукотского автономного округа и в органы государственной экологической экспертизы "с целью включения в окончательный вариант материалов оценки воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности по строительству и эксплуатации ПАТЭС в Певеке".
Досье "РГ"
Договор между "Балтийским заводом" и "Росэнергоатомом" на строительство ПАТЭС был подписан в 2009 году, когда "Балтзавод" контролировался Объединенной промышленной корпорацией Сергея Пугачева. Срок поставки готового энергоблока по условиям того контракта - 24 мая 2012 года - давно прошел. Очередной срыв договорных обязательств в отношении станции эксперты связали с банкротством Межпромбанка, который входил в пугачевскую ОПК.
Работы на этом долгострое продолжились лишь после того, как основные производственные активы верфи были переведены во вновь образованную структуру - ОАО "Балтийский завод - Судостроение". По существу та же верфь только под новым названием вернулась в лоно контролируемой государством Объединенной судостроительной корпорации. Теперь, по уточненным планам, в 2014 году планируется выполнить "основной объем достроечных и монтажных работ на ПАТЭС "Академик Ломоносов". Первые испытания ожидаются в начале 2016 года. Ввод в эксплуатацию, если не возникнет новых осложнений, - конец 2018 года.
Расчетная стоимость ПАТЭС, которая приводилась в официальных документах, - 9,8 млрд рублей. Какими окажутся фактические затраты, сейчас никто не берется предсказать.