После публичного внесения на прошлом заседании 9 ноября главой французского МИД дополнений к практически готовому к подписанию тексту соглашения "шестерки" с Ираном ситуация не изменилась. Это подтвердил министр иностранных дел Лоран Фабиус, который рассчитывает на "надежное соглашение" с Ираном. При этом цитирую французского министра: "основа соглашения может быть только жесткой".
В свою очередь, заместитель главы внешнеполитического ведомства Исламской республики обозначил "красную линию", за которую его страна на переговорах с "шестеркой" никогда не переступит. Она, по словам Аббаса Аракчи, заключается в сохранении права Ирана на обогащение урана.
Возможны ли дальнейшие подвижки в позициях сторон? Предложенные Тегераном шаги для урегулирования ситуации вокруг ядерной программы при всей их "перспективности" обладают множеством изъянов. Такое мнение активно продвигает Израиль, который на уровне руководства последнюю неделю убеждал участников "шестерки" не подписывать промежуточное соглашение с иранской делегацией. При этом Тель-Авив не возражает против основополагающего принципа соглашения - двигаться "шаг за шагом", смягчая санкции в отношении Исламской республики по мере выполнения иранцами взятых на себя обязательств. Но считает, что наряду с промежуточным договором, который сейчас обсуждает "шестерка" в Женеве, должен существовать документ, определяющий конечную цель переговоров - отказ Ирана от обладания ядерным оружием и обогащения урана.
Почему Тегеран согласился на подписание промежуточного договора с "шестеркой" посредников? Этому есть несколько объяснений. Во-первых, в условиях санкций экономическая ситуация в Иране продолжает ухудшаться, растут цены на куриное мясо и рис, быстро сокращаются национальные резервы. По данным ряда экспертов, примерно через восемь месяцев положение в экономике станет совсем плачевным и может привести к массовым волнениям. Иранское духовенство пытается избежать такого сценария и жертвует "малым" в ядерной сфере в расчете на быстрое снятие санкций.
Во-вторых, соглашение с "шестеркой" не затрагивает другие оборонные проекты Ирана, связанные с атомной программой.
В-третьих, оно не предусматривает разрушение действующих в Иране центрифуг по обогащению урана. В будущем году их у Ирана будет 18 тысяч. Для сравнения - у Пакистана сегодня всего 6 тысяч центрифуг. Причем, как говорят эксперты, обогатить уран с 3,5 до 90 процентов, пригодных для изготовления атомной бомбы можно за 36 дней.
В Израиле не скрывают своей готовности предпринять все необходимое, чтобы не допустить появления у Тегерана ядерного оружия. Об этом РИА Новости заявил заместитель министра иностранных дел еврейского государства Зееев Элькин. По мнению ряда экспертов, Иран не остановится на производстве 4-5 бомб. В его планах в течение десятилетия обзавестись примерно 200 ядерными зарядами.
В Женеве борются две точки зрения на иранскую ядерную программу. Сторонники первой предлагают подписать с Ираном хотя бы одно, пусть промежуточное, но соглашение, которое позволит начать мониторинг иранских ядерных объектов. Сторонники второй, ратуют за усиление давления на Тегеран с помощью санкций. Чья точка зрения возобладает, станет ясным в конце недели, когда очередной раунд переговоров "шестерки " с Ираном выйдет на финишную прямую.