Как должна развиваться транспортная система округа, чтобы соответствовать решению этой задачи и способствовать повышению его инвестиционной привлекательности? Об этом корреспондент "РГ" беседовал с генеральным директором Дальневосточного научно-исследовательского института морского флота, профессором Ярославом Семенихиным.
Ярослав Николаевич, насколько существенна доля экспортных грузов в грузообороте дальневосточных портов? И что именно мы вывозим?
Ярослав Семенихин: Почти 82 процента грузов - российский экспорт. По результатам девяти месяцев общий грузооборот портов Дальневосточного бассейна увеличился до 109 миллионов тонн (прирост к аналогичному периоду 2012-го - чуть больше 12 процентов).
Вывозится сырье, в первую очередь энергоресурсы, однако среди стратегических грузов на ближайшее будущее необходимо рассматривать не только нефть, газ, уголь, металлы, но и зерно, лесопродукцию, контейнеры. Особое внимание необходимо уделить контейнеризации грузоперевозок, поскольку заявленный новым руководством министерства развития Дальнего Востока курс потребует совершенствования транспортной системы и внедрения самых современных логистических технологий.
Один из приоритетов сотрудничества России со странами АТР - транспортное взаимодействие, и попытки построить эффективную региональную транспортную систему предпринимаются давно. Есть ли успехи?
Ярослав Семенихин: Через нашу страну, в частности, через территорию Приморского края, проходят два из девяти перспективных международных транспортных коридоров Северо-Восточной Азии. Край может получить хороший стимул роста и дополнительный доход от обслуживания транзита. В целом же важно, что за развитием этих коридоров неизбежно последует совершенствование всех видов перевозок и транспорта в нашей стране. Приморье здесь имеет значительный задел, но и сделать предстоит еще многое.
Каково ваше видение перспектив международного сотрудничества в транспортной сфере?
Ярослав Семенихин: Транспортное обслуживание растущей экономики мира и нашего региона во многом зависит от развития трансконтинентальных и региональных маршрутов.
Особенное значение имеют маршруты Азия - Европа, несущие в себе две функции - объединение двух частей света (формирование единой Евразии) и создание основы региональных транспортно-логистических сетей. Существуют пять принципиальных схем их формирования: Северный морской путь, Транссибирский, Центральный маршрут (Европа - Китай), Южный сухопутный маршрут, Южный морской маршрут (через Суэцкий канал).
Эти маршруты конкурируют между собой как трансконтинентальные, но они же дополняют друг друга как региональные, поскольку все вместе формируют единую транспортную сеть Евразии. Важно и первое, и второе.
Так, в августе этого года произошло заметное событие в области развития транспорта на евразийском континенте: грузовой поезд преодолел расстояние 10,2 тысячи километров из Чжэнчжоу (КНР) в Гамбург (Германия), проехав всего за 15 дней через шесть стран - Китай, Казахстан, Россию, Белоруссию, Польшу и Германию!
Для жителей Востока России и других регионов Азии это событие имеет две стороны. С одной - показатель развития транспортной сети континента, умения сторон договариваться, и этот успех для всех важен. Но с другой - у меня и многих жителей Дальнего Востока это вызывает ощущение ужесточившейся конкуренции, ведь, если интенсивно развиваться будет только этот маршрут, приморские порты в перспективе окажутся недогруженными. Схожая проблема может возникнуть у южнокорейских - Инчхона, Пусана и других.
Нельзя стоять на месте, иначе легко проиграть в конкурентной борьбе. Все регионы имеют потенциал в развитии евразийского пространства, но для достижения баланса нужны совместные усилия. Россия может участвовать в раскрытии потенциала всех маршрутов и экономик вовлеченных территорий, развивая все виды транспорта - авиационный, морской, железнодорожный, автомобильный. Участие в процессах развития формирует наше общее будущее.
Какой импульс дальневосточным портам может дать развитие Северного морского пути?
Ярослав Семенихин: Идеи развития Севморпути предполагают формирование новых азиатских хабов. Понятно, что Петропавловск-Камчатский и Владивосток могут выполнить эту функцию. Но недавно, например, я участвовал в международной конференции "Глобальное сотрудничество в эпоху Евразии", проходившей в Корее, и на ней эксперты из разных стран выражали явный интерес к возможности подключения к маршруту других портов, например, того же корейского Пусана.
В то же время, на мой взгляд, России еще только предстоит сформулировать стройную стратегию Севморпути, ведь вопрос здесь не только в освоении ресурсов Арктики. В микро- и макроэкономике маршрута - лишь часть целеполагания развития региона. Для обеспечения транспортных задач наша страна уже начала строить мощные ледоколы, приспособленные для работы в этом сложном крае.