21.11.2013 12:30
Общество

Нижегородцы-наставники трудных подростков поделятся опытом работы

В приволжской столице возродили традиции наставничества
Текст:  Тамара Хабарова (Нижний Новгород)
Российская газета - Неделя - Приволжье: №263 (6239)
Завтра в Нижнем Новгороде спортивные тренеры и те, кто взял на себя роль наставников трудных подростков, соберутся на семинаре, где поделятся накопленным опытом работы - уже более года в регионе действует программа профилактики асоциального поведения несовершеннолетних, благодаря которой только в приволжской столице в движение включились 306 наставников.
Читать на сайте RG.RU

Иван да Ульяна

Год назад Иван, ныне девятиклассник, совсем было отбился от рук. Тогда мальчишка стоял на учете в инспекции по делам несовершеннолетних сразу по трем "статьям". А за последние 12 месяцев он не совершил ни одного правонарушения.

Корреспондент "РГ" встретилась с социальным педагогом школы N 77 Ульяной Катышевой, которая в прошлом году решила взять шефство над подростком.

- Живет он с мамой-инвалидом. Внешне Ваня совершенно не похож на какого-то хулигана, - рассказывает Ульяна. - Голубые глаза, невысокий рост... Но парень оказался с характером: я целый месяц не могла добиться от него доверия к себе, а потом еще три месяца мальчик привыкал ко мне: иногда улыбался, здоровался, но особо близко не подпускал.

Затем детское сердце оттаяло. С Ульяной мальчик впервые побывал в музее и кремле, сходил с ней на открытие обновленной улицы Рождественской. Теперь Ваня, не стесняясь, делится с Ульяной Катышевой всеми своими проблемами, рассказывает о мечтах.

- Я часто помогаю ему делать домашнее задание, - продолжает Катышева. - Зимой мы с ним катаемся на лыжах и коньках. Когда я его познакомила со своей пятилетней дочкой, она сразу поняла, что это не мой ученик, а мальчик, которому нужна помощь. Ваня с ней очень хорошо ладит, он как второй ребенок для меня.

Мальчик планирует после школы заниматься ремонтом бытовой техники, поэтому в ближайшее время Ульяна намерена посетить с ним средние учебные заведения города, которые обучают этому делу. По словам Катышевой, главная цель для нее - чтобы Ваня больше не оступался и успешно сдал тесты государственной итоговой аттестации. А то, что за год их взаимодействия мальчик не совершил ни одного правонарушения, уже неплохой показатель.

- Главное в работе наставников - иметь большое желание помочь ребенку, - считает Ульяна. - И тогда с этим справится любой человек. Если к трудным детям подойти с любовью, то они обязательно ответят, рано или поздно.

Вот это класс!

Алефтина Шарова к шефству пришла раньше, чем такая форма попечительства официально появилась в Нижегородской области. Она стала, по сути, классной мамой, помощником и другом для трудного класса, с которым работает уже четвертый год.

- Так случилось, что у нас в школе сформировался один трудный пятый класс, - рассказывает она. - В нем учились 13 детей, которые состояли на учете за различные правонарушения: токсикоманию, грабежи, наркоманию, а еще 7 - на учете у психиатра. И практически все ученики класса числились на "особом" внутришкольном учете. При этом 25 семей пятиклассников находились в социально опасной ситуации. Все учителя бежали от ребят, некоторые даже увольнялись из школы - ведь дети были неуправляемы и агрессивны.

Но Шарова придумала, как пробудить интерес к жизни у детей, которые не блещут особыми знаниями и спортивными достижениями. Вместе с учениками и их родителями педагог участвовала в разных семейных конкурсах - школьных, районных, городских. Постепенно ребята поняли свою значимость, начали себя реализовывать, а с призовыми местами в конкурсах пришла и уверенность в себе. Также у них в классе появилась экономическая игра: за каждый конкурс они получали нарисованные деньги - "валюту класса" - шклярики, а в конце года обменивали их на желаемый подарок. К восьмому классу ребята отказались от этой игры, но к тому времени наставница уже помогла им трудоустроиться в родной школе - уборщиками, разнорабочими и дворниками.

- На сегодня только трое детей не сняты с учета. Мы с ребятами за эти годы стали одной семьей. И даже на фотографиях видно, как они изменились с 5-го класса. Я ими горжусь, - сообщила педагог.

Читателю на заметку

Кто может стать наставником

Взять шефство над трудным подростком может человек, который обладает определенным педагогическим опытом, знаниями и высоким уровнем коммуникации. Наставник должен:

стремиться помочь подопечному приобрести собственный жизненный опыт;

обладать опытом (преподавательским, родительским, юридическим) работы с детьми;

не иметь судимости;

воспитывать примером;

безвозмездно оказывать помощь.

Комментарии

Елена Кочеткова, ответственный секретарь КДН при администрации Нижнего Новгорода:

- В мае 2012 года правительство Нижегородской области издало распоряжение N 975 " О реализации комплекса мер по профилактике асоциального поведения среди несовершеннолетних на 2012- 2013 годы". В соответствии с ним в городе начали работать наставники для ребят, находящихся в трудном жизненном положении. Сейчас с подростками, которые стоят на учете в отделе по делам несовершеннолетних (ОДН), занимаются 306 наставников. Среди них - общественники, учителя, представители советов самоуправления, даже глава Канавинского района взял шефство над шестью учениками. Для общественных воспитателей разработаны методические рекомендации - очень важно правильно настроить и вести работу наставников. Как организована работа взрослого с ребенком, зависит только от личности наставника, от его творческого потенциала. Если он спортивный тренер, то логично, что он сделает упор на спортивную работу с подростком, если он социальный педагог - общение пойдет по другому сценарию.

Я считаю, что взаимодействие с ребенком, которое выстроено с умом и позитивом, полезно для становления личности молодого человека. На самом деле эта инициатива не нова - еще в 1967 году было положение об общественных воспитателях несовершеннолетних, взрослые брали шефство над "трудными" детьми. Потом оно было отменено. Сейчас возрождается эта старая прогрессивная и полезная форма работы с подростками.

Татьяна Пономарева, ответственный секретарь КДН при администрации Московского района Нижнего Новгорода:

- Не за каждым подростком, стоящим на учете в ОДН, так уж необходимо закреплять наставника. Бывает, что ребенок случайно оступился и ему достаточно будет той работы, которую с ним проведут классный руководитель и родители. Очень важно подобрать правильного наставника для ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, это ложится на плечи отдела полиции и учреждения образования. Обычно мы ищем наставника из ближайшего окружения ребенка, чтобы он был с ним близко знаком. Далее школы направляют ходатайства в КДН, комиссия соглашается или не соглашается с кандидатурой. Потом мы проводим индивидуальное консультирование общественного воспитателя, после этого он может приступать к работе с подростком.

Контакты

Телефоны комиссии по делам несовершеннолетних (КДН):

Нижний Новгород - 433-27-20;

Автозаводский район - 295-26-22, 295-02-82;

Канавинский район - 246-25-20, 246-03-83;

Ленинский район - 258-38-59;

Московский район - 270-43-88;

Нижегородский район - 433-84-24;

Приокский район - 465-67-30;

Советский район - 417-24-04;

Сормовский район - 222-45-52.

Соцсфера Нижний Новгород Приволжье